Развитие медицины и психологии в НГУ: интервью с Андреем Покровским

В рамках второй очереди строительства кампуса мирового уровня Новосибирского государственного университета запланирован новый учебно-научный корпус для относительно молодого факультета – Института психологии и медицины В. Зельмана. Мы поговорили с директором института, членом-корреспондентом РАН, доктором медицинских наук Андреем Покровским о том, какие проблемы решает новое здание и каковы перспективы медицинского направления в университете.

— Андрей Георгиевич, расскажите, чем обусловлена потребность в новом учебном корпусе для студентов-медиков?

Хотя мы являемся одним из самых молодых факультетов НГУ, результаты нашей работы высоко оценивают специалисты индустрии и исследователи, которые регулярно публикуют мониторинги и рейтинги вузов по качеству образования. Тем не менее, у Института медицины и психологии есть одна серьезная проблема: острый недостаток помещений для проведения занятий по базовым экспериментальным дисциплинам, особенно для первых курсов. Это биохимия, молекулярная биология, физиология, анатомия и патанатомия. Из-за этого мы вынуждены ограничивать набор студентов и арендовать помещения в научно-исследовательских институтах СО РАН. Поэтому строительство нового корпуса в первую очередь связано с учебными процессами.

Вторая составляющая, которая будет в корпусе, – несколько научно-исследовательских подразделений, связанных с проведением исследований в области современной медицины, в том числе мы надеемся создать все условия для фармацевтических исследований. И, как следствие, для открытия нового направления «Фармация», что мы планировали очень давно, но никак не могли воплотить в жизнь. Поэтому строительство, я надеюсь, позволит нам, во-первых, увеличить набор студентов, в том числе иностранных, а, во-вторых, расширять направления обучения, поскольку потребность в этом есть.

— Почему нужно увеличивать набор именно на медицинских направлениях?

Пандемия COVID-19 показала что система здравоохранения в России находится на высоком уровне: мы оказались одной из немногих стран, которая смогла сделать собственные эффективные вакцины и провести достаточно активную прививочную кампанию, в том числе на базе Медицинского центра НГУ. Поэтому развитие медицинского направления мне представляется одним из самых перспективных, и, может быть, фармация, о которой я говорил, будет сегодня одной из самых важных отраслей. Нам все равно нужно и разрабатывать свои лекарства, и готовить специалистов, которые помогали бы проводить фундаментальные и клинические исследования, работать на производствах. Поэтому основная задача на будущем направлении «Фармация» – подготовка специалистов с опытом исследовательской работы.

— Правда ли, что даже в новых обстоятельствах в НГУ продолжится обучение медицинским наукам студентов из других стран?

Все верно. В этом году мы выпустили первых англоговорящих специалистов-медиков из дальнего зарубежья, и на сегодняшний день 30% студентов в Институте – иностранцы. Мы не собираемся на этом останавливаться. Хотя ситуация, конечно, принципиально изменилась, я все равно полностью поддерживаю позицию нашего президента, которую он выразил на ПМЭФ, о том, что Россия не должна закрываться. И как раз медицина – это та область, где мы можем развивать наши контакты с другими странами.

— Андрей Георгиевич, а к каким еще изменениям в образовательном процессе приведет строительство нового корпуса?

За счет наличия достаточного количества специально оборудованных помещений учиться и заниматься наукой в нем будут студенты всех ступеней образования: младшекурсники будут осваивать базовые дисциплины в кабинетах для практикумов;  аспиранты (прим.: с этого года в НГУ открыта аспирантура и по лечебному делу, и по психологии) смогут заниматься исследованиями, в том числе фармакологическими, в отдельных лабораториях; ординаторы и студенты старших курсов будут отрабатывать практические навыки в симуляционном центре и оперблоке, который будет максимально приближен к настоящему. Дополнительно подчеркну, что в корпусе не планируется никакой медицинской деятельности – это будет полностью учебно-научный корпус, чтобы мы могли сфокусироваться на подготовке специалистов самого высокого уровня и взрастить их до кандидатов медицинских наук. А ряд практических навыков студенты и так могут получить в МНОЦ ИМПЗ НГУ.

— А как эти изменения отразятся на взаимоотношениях с работодателями? Станут ли выпускники более востребованными?

В Новосибирске есть несколько категорий медицинских организаций, которые заинтересованы в качественно подготовленных кадрах и регулярно обращаются к руководству университета и ко мне лично с просьбой прорекламировать их среди наших выпускников. Первая – это институты Российской академии наук. Вторая – федеральные центры Министерства здравоохранения: например, НМИЦ им. ак. Е. Н. Мешалкина, ННИИТО им. Я. Л. Цивьяна, Федеральный центр нейрохирургии. Третья – клиники и больницы Новосибирской области, с которыми университет выстраивает взаимодействие в том числе при поддержке Правительства области. Четвертая – частные клиники. 

Конечно, первым выпускам тогда еще медицинского факультета было сложно сразу после университета найти работу из-за некоторой настороженности и недоверчивости со стороны работодателей. Сегодня же выпускники Института медицины и психологии В. Зельмана НГУ довольно быстро находят возможности для построения карьеры и в науке, и в практической медицине.

Справка:

Минобрнауки России реализует проект по созданию кампусов мирового уровня на базе отечественных вузов. До 2030 года по поручению Президента Владимира Путина и Правительства РФ в разных регионах страны создадут сеть из 27 университетских кампусов. В 2021 году в ходе первого этапа отбора из представленных регионами заявок были отобраны первые 8 проектов, включая проект кампуса мирового уровня Новосибирского государственного университета. 

Подробнее об объектах кампуса можно узнать на странице «Строительство кампуса мирового уровня НГУ».

Ранее мы рассказывали, что из себя представляет научно-исследовательский корпус.