Ядро

Ядро - это блок обязательных курсов, представляющий собой набор курсов, которые обязательны для всех аспирантов НГУ. Размер блока оценивается в 4 ЗЕТ. Продолжительность блока — один семестр. При этом важным условием является вариативность выбора аспирантами времени начала освоения курсов ядра в течение первых 2 лет и выбор формы прохождения промежуточной аттестации.

Основы научного исследования

Продолжительность: один семестр

Трудоемкость: лекции – 16 часов, практические занятия – 6 часов

Форма аттестации: дифференцированный зачет

Период освоения: 1-2 семестр

Разработчик: к.ф.-м.н., зав. лабораторией ФДНС АТИЦ ФФ Гейдт П.В.

Идея курса исходит из проблемы: множество практических сведений о научной деятельности - об организационных и отчётных аспектах, об исполнительности в проектах, об особенностях подготовки заявки на гранты, об этикете в научной среде и коллективе, о средствах поиска информации, о компьютерных средствах работы с массивами данных и т.д. - не передаётся педагогами в университетах структурированным образом. 

Идея курса: обзорно представить разные актуальные темы, преподнести аспирантам востребованный практический материал о научной деятельности. Преподать аспирантам материал по темам, которые непосредственно с начала аспирантуры спрашиваются в работе и учёбе от обучающихся и от научных сотрудников уже в начале своей научной карьеры различными инстанциями: научными руководителями, со стороны кафедр, факультетов, руководства институтов, а также руководителями научных проектов, фондами, мониторинговыми ведомствами, МНВО РФ, Дирекцией НТП и другими службами, включая ВАК, диссоветы, службы ЕГИСУ НИОКТР и т.п. 

Содержание дисциплины, основные темы:        

  • Введение, основные понятия научно-исследовательской деятельности. 
  • Основные аспекты проведения исследования. 
  • Роль управления в научном исследовании. 
  • Финансирование научной деятельности. 
  • Написание научных публикаций. 
  • Участие в научных мероприятиях. 
  • Способы защиты диссертации через ВАК и диссовет НГУ. 
  • Недобросовестное поведение исследователя, основные ошибки.

Академический английский язык

Продолжительность: один семестр

Трудоемкость: практические занятия – 32 часа

Форма аттестации: дифференцированный зачет

Период освоения: 1-4 семестр

Разработчик: к.филол.н., доцент кафедры СИ ФИТ Хоцкина О.В.

В рамках данного курса аспиранты смогут подготовить, написать и опубликовать результаты научной и исследовательской работы. На основе написанной статьи слушатели курса смогут подготовить устную презентацию и выступить на аспирантском академическом семинаре по специальности. Семинары организуются и проводятся раз в семестр совместно со специалистами из соответствующих предметных областей. 

Автоматы: согласно требованиям к публикации и выступлению возможно получить автомат по данной дисциплине в течении первых двух лет обучения. 

Предварительная подготовка: если уровень владения английским языком недостаточно высокий, можно выбрать дисциплины по английскому языку из списка элективов в первый год обучения в аспирантуре, а данную дисциплину выбрать во второй год. Это поможет успешно освоить и сдать данную дисциплину.

Содержание дисциплины, основные темы:

  • Ознакомление с общепринятыми академическими функциональными клише для письменной и устной речи. 
  • Изучение лексико-грамматических и стилистических средств, используемых при создании англоязычного научного текста. 
  • Способы и методы постановки и описания научной гипотезы и проработки темы исследования. 
  • Лексические, грамматические и коммуникативные средства для представления логической последовательности изложения материала «цель – задачи – методы – результаты исследования». 
  • Формирование навыков написания и представления теоретической базы исследования. 
  • Формирование навыков описания практической части исследования и вклада автора или авторов статьи в свою научную область. 
  • Подготовка устной академической презентации на основе письменной научной работы (например, статьи). 
  • Формирование навыков построения устного выступления в академической среде: введение (Introduction), обоснование темы (Background), цель и задачи исследования (Problem Statement), методы исследования (Methods), результаты исследования (Results). 
  • Навыки и средства общения в академической среде.
  • Подготовка статьи к публикации.