Балян Александр Ванович окончил ФМШ, в 1992 году — Экономический факультет Новосибирского государственного университета. В последующем получил юридическое образование, возглавил Новосибирскую городскую коллегию адвокатов. В 2006 году в Академии экономической безопасности МВД защитил кандидатскую диссертацию на тему «Противодействие преступлениям, совершенным на рынке страхования». С 2014 года входит в состав наблюдательного совета Ассоциации выпускников «Союз НГУ».
— Александр Ванович, почему после окончания ФМШ Вы решили поступать в НГУ?
— Тогда большая часть выпускников ФМШ поступала в НГУ. Сейчас, наверное, конкуренция среди вузов выше. Новосибирский государственный университет недостаточно активно себя позиционирует, и «Союз НГУ» работает над тем, чтобы изменить ситуацию, сделать так, чтобы для выпускников физматшкол университет был понятной и притягательной перспективой. Я считаю, что НГУ без ФМШ — это вообще другое учебное заведение, которое не факт, что будет интересно. ФМШ — это источник универовской закваски. Когда приезжает разношерстная толпа выпускников школ, никак не отобранная, кроме как по ЕГЭ, это особенно важно. В эту среду имплантированы наши дети, которые выросли в студгородке, которые общались с нашими преподавателями, которые учились по нашим программам, которые знают, где какая тропинка, и отличают ТЦ от ВЦ.
— Какие знания и навыки, полученные в НГУ, пригодились в дальнейшей работе?
— Больше всего пригодился исследовательский подход. Я принимал на работу большое количество людей, проводил, наверное, тысячи собеседований и могу сказать, что у всех наших выпускников есть одна особенность, которая не всегда нравится работодателям, но которая позволяет адаптироваться в таких местах, где ничего не вырастает. Это свободное мышление. Поскольку нас учили ученые и учили не по учебникам, догм для нас не было никаких. К примеру, в ФМШ физика для нас была процессом, а не учебником, в котором записаны формулы. Из университета я выпустился в 1992 году, когда рухнула система распределения. Нам пришлось самим себе создавать рабочие места и самим эти рабочие места развивать. Многие хорошо продвинулись вперед, и почти никто не остался на дне. Исследовательский подход или свобода мышления позволяют не воспринимать что-то неизвестное тебе как угрозу. В этом смысле универовское образование вредно в отраслях, где требуется рутина. Университетские скучают и съезжают, становятся не только одними из худших, но еще и с несносным характером. Там, где требуется принимать решения в незнакомой обстановке или чему-то учиться, открывать, мы всегда будем одними из лучших. Если у человечества есть будущее, оно никогда не будет жить в абсолютно определенных условиях, всегда будут неизведанные границы, поэтому мы всегда найдем себе место. Здесь у нас практически нет конкурентов, на мой взгляд.
— Наша рубрика называется Истории успеха. Как Вы считаете, нужно ли стремиться к успеху? Какой совет могли бы дать сегодняшним студентам?
— Успех — это то, что человек сам себе определяет, в этом смысле, к нему, конечно, нужно стремиться. НГУ — это хороший старт, после которого открывается бесконечное количество дорог. Студентам я бы посоветовал не терять романтического взгляда на жизнь. Такого количества романтиков, как среди выпускников нашего университета, я не встречал нигде — ни в Новосибирске, ни в Москве, ни в Париже, где у нас работают офисы. Я говорю не о тех великовозрастных подростках, которые до 30 лет не рожают детей, не берут на себя ответственность. Наши дети уже в университет приходят взрослыми, при этом многие остаются романтиками. Вот это качество я и посоветовал бы студентам в себе сохранить.