Истории успеха выпускников

Сергей Занин

"В НГУ важна среда"



Сергей Занин окончил Экономический факультет в 1988. Сооснователь компании Alawar, которая специализируется на разработке и распространении видеоигр, основатель и генеральный директор компании GBN, учился по особой программе из-за перестройки, был душой компании благодаря гитаре и удивлял педагогов своей отличной зрительной памятью. В канун юбилея ЭФ Сергей Занин вспомнил годы учебы и дал несколько полезных советов тем, кто учится сейчас, а преподавателям пожелал «продолжать творить магию».

― Сергей, в каком году Вы поступили на Экономический факультет и что за группа у Вас была?

― Я поступил в 1994 году, а закончил в 1998 году. Мы учились 4 года по пятилетней программе, получили дипломы по специальности «Экономист-математик». Поскольку был постперестроечный период в стране, университет пошел нам навстречу и «сэкономил» один год жизни, чтобы мы пораньше пошли работать. Всего у нас было шесть групп. Две сформировали из, так скажем, аборигенов, т.е. местных ребят. А еще четыре из приезжих. Группа была достаточно дружная. У нас до сих пор есть «могучая кучка» выпускников, которая уже не только в Новосибирске локализована. Многие разъехались, но по возможности встречаемся, поддерживаем отношения.


― Вы сами местный или приезжий?

― Местный, начиная с первого поколения городковцев. Мои дедушка и бабушка приехали сюда примерно в 1960 году. Бабушка — химик, дедушка геолог был. Они тут поднимали науку, развивали Академгородок. Соответственно, вопросов, поступать или не поступать в НГУ, у меня не возникало. Это не случайный выбор. Экономический факультет нашего университета – один из сильнейших образовательных центров в стране. И те выпускники, которые уехали в Москву, поступили в Высшую школу экономики, потом давали комментарии, что предметы, которые у нас слушались на втором-третьем курсе, в «вышке» считаются чуть ли не самыми продвинутыми.


― А чем жили студенты тогда? Насколько их интересы отличались от сегодняшних?

― Дух свободы тогда, конечно, острее ощущался, чем сейчас. Не знаю, хорошо это или плохо, не берусь давать оценку. Было время перемен, закончилась эпоха Советского Союза, очертания будущего страны только формировались. У нас была мотивация — учиться, работать, чего-то добиваться. Еще на первом курсе, в терминальных классах, мы с товарищем делали первые робкие шаги по направлению того, что впоследствии стало нашей работой, пытались создавать какие-то примитивные игры. Для многих только сейчас, а для меня уже тогда, университет стал исследовательским. Интернет у нас был плохонький, но тем не менее. Именно после знакомства с ним у нас начало формироваться понимание будущего бизнеса. С одногруппниками мы много общались, как бы сейчас сказали, оффлайн. Сотовых телефонов и широкого распространения интернета еще не было. По меркам нынешней молодежи мы были ретроградами. После учебы, в свободное время гуляли, занимались спортом, самодеятельность была. На первом курсе у меня появилась гитара. А человек с гитарой — это центр культурной жизни. В репертуаре были «Кино», «Чайф», «Metallica», «Машина времени», «Чиж и Ко».


― Вы были прилежным студентом?

― С моей точки зрения, не очень. Были предметы, которые нелегко давались. Например, матанализ. Его изучали на первом-втором курсе. Первая сессия стала для меня сюрпризом. Было тяжело. Самый первый экзамен завалил, пошел на пересдачу. Выучил все добросовестно, к тому же зрительная память у меня хорошая, в музыкальной школе натренировался, когда ноты запоминал. А текст конспекта помнил вплоть до цвета ручки, которой была та или иная лекция написана. В общем, теоретическую часть сдал хорошо, но преподавательница начала сомневаться в моих способностях так безошибочно повторить конспект. Подумала, что я воспользовался шпаргалкой, и отправила на пересдачу. Там был другой преподаватель, он поставил мне тройку. Тогда пришло понимание, что надо с этой ситуацией что-то делать, подтягивать важный предмет. И на втором курсе преподаватель меня уже в пример всей группе ставил, когда говорил, как надо работать. Самым страшным был мультидисциплинарный экзамен на последнем курсе. Мы все его боялись как огня, не спали ночь – учили. Но написали в целом неплохо, я, помнится, четверку получил.


― Что скажете про нынешних выпускников ЭФ НГУ, которые приходят к Вам на работу?

― Выпускники, конечно, разные, но и мы были разные. У многих сейчас есть проблема завышенной самооценки и заниженных знаний, но те ребята, которые замотивированы, успешно трудятся и оперативно растут в карьерном отношении.


― Дайте, пожалуйста, совет выпускникам и студентам родного факультета.

― Основной совет такой: заниматься тем, что тебе нравится. Только тогда будет прогресс и результат. Если тебе нравится то, чем ты занимаешься, ты вкладываешься в это без остатка и не чувствуешь усталости. Потому что в этом есть азарт. Я желаю современным студентам быть азартными, не бояться ошибаться. У каждого в жизни есть и успехи, и падения. Нужно не бояться провалов. Это урок, из которого можно извлечь практический смысл для себя. У нас тоже не сразу все получилось. На первом этапе становления компании, вроде, начали уже что-то продавать, но в целом дела не шли. И мы решили, что если до 7 ноября не получится, то в Красный день календаря мы закроем свою компанию. Тем более, что товарищи, с которыми выпускался из университета, уже устроились на тот момент, в каких-то громких компаниях работали. Кто в Газпроме, кто в Сбербанке. А мне все вокруг говорили: «Какие игрушки компьютерные? Что за ерунда? Займись уже нормальной работой, в бухгалтерию устройся». Но, как видите, тот кризис мы благополучно преодолели. Еще одним мотиватором для меня было добиться расположения одной особы с нашего потока. К сожалению, когда у нас пошли первые продажи, она вышла замуж и уехала из страны. Поэтому совет – все должно быть вовремя, не нужно обусловливать личное рабочим и наоборот.


― Что можете пожелать ЭФ в канун юбилея?

― Факультету могу пожелать оставаться в авангарде: давать передовые экономические знания, продолжать творить магию с формированием мотивации у студентов. Важна сама среда, которая тебя выталкивает и мотивирует что-то делать, а не только теоретические и практические знания.

Назад к историям