Андрей Станиславович Липин в 2006 году окончил магистратуру Экономического факультета НГУ. В 2005-2010 годах работал в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН. В 2009 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Моделирование рыночной стратегии экспорта в условиях несовершенной конкуренции (на примере лесного комплекса)». В 2012 году окончил магистратуру Российской экономической школы. С апреля 2012 года являлся главой аналитического подразделения, с июня 2014 года — заместителем директора департамента макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии. В августе 2016 года был назначен заместителем директора департамента денежно-кредитной политики Банка России.
— Андрей Станиславович, почему в свое время Вы решили поступать в НГУ на Экономический факультет?
— В какой-то степени выбор университета был предопределен, так как сначала по результатам олимпиад меня пригласили учиться в ФМШ. Тогда я увлекался химией, но уже в Физматшколе мои интересы изменились. Прослушал спецкурс по экономике, и мне это показалось интересным. В итоге поступил на Экономфак.
— Чем Вам запомнились студенческие годы?
— Это было веселое время. Мы пытались балансировать между учебой и развлечениями. Запомнились люди, преподаватели, которые не только рассказывали нам теорию у доски, но и делились своим жизненным опытом. Экономический факультет многое дал не только в плане образования, но и некого воспитания, человеческих отношений, контактов, которые помогают в жизни. Со многими людьми, с которыми я учился, с преподавателями пересекаемся на различных мероприятиях, на научных конференциях. Экономический мир, как и любой другой, очень узкий. Так или иначе, экономист не может быть вне сообщества. Регулярно собираемся в декабре на ректорских приёмах в Москве. Очень правильно, что университет и ассоциация выпускников этим занимаются. Многие выпускники сегодня тоже могут чем-то помочь НГУ, поделиться какими-то знаниями, поэтому эту деятельность, конечно, нужно продолжать.
— Какие знания и навыки, полученные в НГУ, пригодились Вам в дальнейшей работе?
— Очень полезными оказались макроэкономика, теория отраслевых рынков, теория игр, теория вероятности, математическая статистика, эконометрика — базовые вещи, связанные с количественным анализом. Экономист должен уметь объяснить какие-то тенденции в экономике, к примеру, что происходит с курсом, будет завтра лучше или хуже и т.д. Но сегодня ни одно исследование, ни один ответ на вопрос не предполагает рассуждений «на кончике пера». Все выводы нужно подтверждать данными количественных расчетов. Однако нельзя сказать, что другие курсы были не нужны. К примеру, я сейчас фактически работаю в госсекторе, поэтому курс теории государственного управления также был достаточно полезным для меня. Но, если бы я не работал в госсекторе, считаю, что это все равно был бы важный бэкграунд, который у экономиста должен быть. Вообще, знания, даже если мы их активно не используем, составляют наш уровень эрудиции, который, безусловно, пригождается в жизни.
— Как развивалась Ваша карьера после университета?
— Сначала я работал в Институте экономики, мы писали концепции развития для регионов, поэтому пришлось много поездить по Сибири и Дальнему Востоку. Ведь для того, чтобы говорить региону, чем ему следует заниматься, какую деятельность развивать, нужно понимать его специфику. Параллельно работал с частным бизнесом, связанным деревообработкой, экспортно-импортными операциями. Это тоже был полезный опыт для того, чтобы понимать, как всё работает, потому что жизнь намного многограннее экономических концепций. После того, как я защитил диссертацию, поработал в институте, в бизнесе, понял, что мне нужно снова учиться. Вообще, учиться нужно регулярно. Когда ты учишься, у тебя расширяется кругозор, ты держишь себя в тонусе. Любая, даже интересная работа — однотипна, поэтому происходит профессиональная деградация, и нужно себя встряхивать с какой-то периодичностью, например, раз в пять-шесть лет. Именно поэтому я поехал учиться в Российскую экономическую школу в Москве. После этого начал работать в Евразийской экономической комиссии, которая занималась Таможенным союзом, созданием Единого экономического пространства. Был заместителем директора департамента макроэкономической политики, занимался анализом устойчивости экономик пяти государств: России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. И это тоже был очень полезный и интересный опыт, который позволил изучить экономику не только своей страны, но и соседних стран, то, как они влияют друг на друга. После этого я перешел работать в Центральный Банк.
— Недавно Вы выступили с лекцией для студентов НГУ. Могут ли такие встречи стать регулярными? Насколько полезен такой формат обучения для студентов, на ваш взгляд?
— Я считаю, что такие встречи, по возможности, можно и нужно проводить. Студенты должны общаться со своими потенциальными работодателями и понимать, что многое из того, что им рассказывают в университете — это не какие-то абстрактные знания, которые нужны только для того, чтобы получить зачет. Многие курсы имеют важный прикладной характер и будут впоследствии востребованы, если мы говорим о руководящих должностях. Ведь руководителю приходится думать о внешних рынках, о том, что будет с курсом, что будет с инфляцией, как нарисовать бизнес-план, какую заложить инфляцию в прогноз, как заплатить зарплату, как заплатить налоги, как заключить контракт, как стимулировать своих сотрудников, чтобы они работали и т.д. И лучше, если студенты будут понимать это сразу. Сейчас у банка есть серьезный запрос на внутреннее и внешнее усиление регионального анализа, который мы будем реализовывать с помощью наших подразделений в регионах, главного управления в СФО и, в том числе, во взаимодействии с научным сообществом. Думаю, что и с экономическим факультетом мы придумаем формат взаимодействия.
— Наша рубрика называется «Истории успеха». Как Вы считаете, что такое успех? И какой совет могли бы дать сегодняшним студентам?
— Всегда нужно стремиться к балансу, понимать, чего ты хочешь, почему ты этого хочешь, при этом жить сегодняшним, а не вчерашним или завтрашним днем. Это сложно, потому что, когда ты много работаешь, то не занимаешься семьей, личной жизнью, либо наоборот. Поэтому я посоветовал бы стараться соблюдать баланс и четко знать, к чему идти, тогда все получится.