Бизнес-аналитик

Другие названия профессии: аналитик

Бизнес-аналитик — это посредник между заинтересованными лицами для сбора, анализа, коммуницирования и проверки требований по изменению бизнес-процессов, регламентов и информационных систем. Бизнес-аналитик понимает проблемы и возможности бизнеса в контексте требований и рекомендует решения, позволяющие организации достичь своих целей. 

Иногда бизнес-аналитик выполняет функции системного аналитика. Он, в свою очередь, разрабатывает требования к программному обеспечению. Заказчик или владелец продукта определяет, что должна делать программа. После этого системный аналитик общается с заказчиком или владельцем продукта, добывает информацию из разных источников и изучает рынок. Требования оформляет преимущественно в текстовом виде.

Базовые требования

Типичные задачи

Карьерный трек



1
Должность junior - Младший бизнес-аналитик, бизнес-аналитик, аналитик

Средняя зарплата: 30 000 - 40 000 руб.

Требования к опыту работы: без опыта или стажировка

Ключевые требования: высшее образование (оконченное или неоконченное), развитые коммуникативные навыки, аналитическое мышление, способность грамотно излагать свои мысли, способность быстро учиться новому.

Ключевые задачи/характеристики работы: 

  • Работа под руководством более опытного аналитика 
  • Анализ требований заказчика 
  • Формулирование технических заданий 
  • Написание пользовательской и технической документации в сравнительно простых проектах 
  • Тщательное выполнение поставленных простых задач 
  • Установка на быстрый рост и самостоятельность специалиста



2
Должность middle - Бизнес-аналитик

Средняя зарплата: 50 000 - 100 000 руб.

Требования к опыту работы: 2-3 года

Ключевые требования: высшее образование; хорошее владение технологиями анализа и постановки требований, знание технологий и методологий проведения бизнес-анализа и системного анализа, умение проводить интервью заказчика, знание предметной области, применение текстовых и графических редакторов для создания и обработки требований, знание сценариев, сервисов и продуктов компании/бизнеса, изучение методов приемочного тестирования ПО, умение определять границы системы\подсистем.

Ключевые задачи/характеристики работы:

  • Визуализация, презентация данных 
  • Планирование разработки или восстановление требований к ПО 
  • Выявление, анализ требований к ПО 
  • Разработка технического задания на систему или ПМИ по известным стандартам 
  • Сопровождение приемосдаточных испытаний ПО 
  • Участие в демонстрациях нового функционала Участие в предпроектном исследовании 
  • Выявление рисков связанных с разработкой требований к ПО и сообщение о них руководителю проекта 
  • Поддержка заинтересованных лиц 
  • Постановка требований на разработку к системе\подсистемам разработчикам ПО 
  • Анализ решений и продуктов конкурентов Участие во внедрении продукта


3

Должность senior - Старший бизнес-аналитик

Средняя зарплата: 80 000 - 150 000 руб.

Требования к опыту работы: 3-6 лет

Ключевые требования: автономность, проактивность, глубина аналитического и бизнесового мышления, высокие коммуникативные навыки, умение находить и использовать в анализе информацию из разных источников, предлагать решения, прогнозы и сценарии в условиях полученных данных, отличное владение технологиями анализа и постановки требований, экспертное знание сервисов и продуктов компании/бизнеса, моделирование бизнес-процессов, знание стандартов оформления документации, умение управлять изменениями требований, отличные знания в предметной области (включая особенности конкурирующих продуктов), способность работать в команде, способность к обучению, трассирование требований, проведение совещаний в группах.

Ключевые задачи/характеристики работы: 

  • Подготовка регулярной управленческой отчетности для руководства 
  • Выявление ключевых критичных показателей для бизнеса, разработка способов сбора информации, частотности оценки показателей, методов анализа, степени влияния
  • Формирование технических заданий аналитикам
  • Решение сложных комплексных задач
  • Поиск оригинальных путей решения 
  • Планирование разработки или восстановление требований к ПО системы\подсистемам 
  • Постановка целей создания ПО 
  • Разработка бизнес-требований к ПО и их согласование 
  • Разработка и представление концепции системы заинтересованным лицам 
  • Разработка ТЗ, ЧТЗ (частное техническое задание)
  • Организация оценки соответствия требований существующего ПО и его аналогов 
  • Разработка шаблонов документов требований 
  • Постановка задачи на разработку требований к ПО и контроль их качества 
  • Участие в подборе новых специалистов, их адаптации и наставничество 
  • Участие в предпроектном исследовании 
  • Проведение презентаций ПО 
  • Исполнение приемочных тестов ПО


4

Должность lead - Ведущий бизнес-аналитик

Средняя зарплата: от 150 000 руб.

Требования к опыту работы: 5-7 лет

Ключевые требования: компетенции экстра-класса в своей области, сочетание сильных hard и soft skills в одном лице. В частности, умение планировать разработку требований к системе, организовывать создание, развитие, управление внедрением, развитие требований к качеству ТЗ, умение организовывать описания типовых процессов и практик разработки и сопровождения, разрешать проблемные ситуации в проекте, знание теории управления, отличные знания в предметной области (включая особенности конкурентов), управленческие навыки, английский язык на уровне, достаточном для чтения технической и управленческой литературы, знание теории управления процессами, навыки публичных выступлений, разрешения конфликтов, методов планирования проектов.

Ключевые задачи/характеристики работы: 

  • Колоссальное влияние на деятельность компании
  • Аудит используемых аналитических инструментов, последующее обновление и внедрение новых инструментов 
  • Формирование стратегии развития аналитической функции в компании 
  • Выстраивание коммуникации с руководителями и ключевыми сотрудниками смежных подразделений для улучшения бизнес-процессов компании 
  • Может параллельно заниматься научной и/или популяризаторской деятельностью 
  • Разработка технико-коммерческого предложения и участие в его защите перед заинтересованными лицами (определение потребностей потенциальных клиентов, разработка черновых концепций, проведение экономических расчетов окупаемости предложения, проведение презентации) 
  • Разработка и представление концепции ПО заинтересованным лицам 
  • Участие в предпроектном исследовании 
  • Разработка методик выполнения аналитических работ (изучение мировых практик, разработка рекомендаций, описание методик, апробация методик на выбранных проектах) Планирование, организация и контроль аналитических работ в проекте 
  • Оценка квалификации, аттестация и планирование проф. развития аналитиков в отделе 
  • Участие в подборе новых специалистов, адаптации и наставничество 
  • Ответственность за продукт в целом или отдельные модули 
  • Управление процессами разработки и сопровождения требований к системе и управление качеством ПО