Исследовательский проект, поддержанный грантом РФФИ № 19-011-00420 (Конкурс научных проектов по областям знаний, включенным в классификатор РФФИ (группа "а"), Социология, 2019)
Участники проекта:
Черкашина Татьяна Юрьевна, кандидат социологических наук (руководитель проекта)
Лютов Сергей Николаевич,
доктор исторических наук, главный научный сотрудник ГПНТБ СО РАН
Чернышова Елена Алексеевна
Чудова Ирина Александровна,
кандидат социологических наук
Цель проекта – определить:
- как отличаются практики чтения учебной и профессиональной литературы группами молодёжи, по-разному включенными в научно-образовательную среду;
- каким образом дифференциация практик и стилей чтения обусловлена технологической, институциональной, организационной средой и мотивацией.
Исследование реализуется в стратегии case study на примере Новосибирского научного центра. Эмпирический объект включает участников всей институциональной цепочки обучения будущих исследователей:
- выпускники (11 класс) Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ);
- студенты Новосибирского национального исследовательского государственного университета (НГУ);
- молодые учёные Сибирского отделения Российской академии наук.
Отталкиваясь от идеи, что практики чтения определяются не только новой технологической (цифровой) средой, но и институционально-организационным контекстом и социальными отношениями в образовательной и профессиональной среде, мы ищем ответы на вопросы:
- Кто, какими средствами, зачем задают требования информационного поиска, отбора релевантных источников информации, работы с текстами?
- Как этим требованиям следуют школьники, студенты, научные сотрудники?
- Как трансформируются практики чтения при переходе от одной образовательной ступени к другой, от образования к профессиональной деятельности?
Методы сбора данных: полуструктурированные интервью, анкетные опросы, фокус-группы, экспертные интервью с сотрудниками библиотек университета и Новосибирского научного центра.
Мы рассказывали о результатах проекта в разных аудиториях и на разных мероприятиях:
- VI Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов», Тюмень, 14-16 октября 2020 г. Российское общество социологов. Секция 25. Ребенок в высокотехнологичном обществе: конфликт традиций и новаций. Черкашина Т.Ю., Чернышова Е.А., Чудова И.А. Библиотеки в образовательном чтении: функции и конкуренты.
- Международная научно-практическая конференция «Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования», Белгород, 8-9 октября 2020 г. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Чудова И.А. Дискурсивные особенности описания практик чтения студентов и научных работников.
- Круглый стол «Практики чтения в студенческой жизни: как, зачем и для чего читают современные студенты», организованном Муниципальным объединением библиотек совместно с Екатеринбургской академией современного искусства, г. Екатеринбург, 30 сентября 2019 г. Черкашина Т.Ю. Что такое «чтение»? Что означает «читать» сегодня? Чудова И.А. Чтение как цель-средство и как ценность: манера, носитель, мотивация; Чернышова Е.А. Роль библиотеки в учебном чтении студентов.
- V Международная научная конференция «Берковские чтения – 2019. Книжная культура в контексте международных контактов», Белоруссия, Пинск, 29-30 мая 2019 г. Лютов С.Н. Проблемы чтения в контексте универсализации способов информационной коммуникации.
- X Международный научный семинар и ХI Белорусско-Российского научный семинар «Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития», Москва, 12 сентября 2019 г., Москва, 9 октября 2019 г. Лютов С.Н. Чтение в научно-образовательной среде: проблемы трансформации и вариативности.
- Международная научная конференция «Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций», к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова, Москва, 28–30 ноября 2019 г. Чудова И.А. Рефлексивность практик учебного чтения как приобретенная методологическая установка: движение от Бурдье к Гидденсу.
Под научным руководством участников проекта и на его данных подготовлены и сделаны выступления студентов отделения социологии Новосибирского государственного университета на Международной научной студенческой конференции, проводимой НГУ:
- 59-ая Международная научная студенческая конференция, Новосибирск, Новосибирский государственный университет, 12–23 апреля 2021 г. Доклады: Жесько Э.М. Модификации чтения, их специфика и границы в восприятии студентов и научных работников. Научный руководитель: канд. социол. наук И. А. Чудова; Владыкина А.А. Академическое чтение и библиотеки в контексте современности: диспозиции дискурсов читателей и библиотекарей. Научный руководитель: канд. социол. наук И. А. Чудова.
- 58-ая Международная научная студенческая конференция, Новосибирск, Новосибирский государственный университет, 10–13 апреля 2020 г. Доклады: Ненашева А. Ю. Организация образовательного чтения в вузе: роль преподавателя. Научный руководитель: канд. социол. наук Черкашина Т. Ю.; Харитонова А. А. Практики чтения в ракурсе идентичности и становления профессионала (на примере студентов НГУ и молодых ученых ННЦ). Научный руководитель: канд. социол. наук Чудова И. А.
- 57-ая Международная научная студенческая конференция, Новосибирск, Новосибирский государственный университет, 14–19 апреля 2019 г. Доклады: Пащина Е.С. Дифференциация практик учебного чтения студентов в зависимости от направления их обучения. Научный руководитель: Чернышова Е.А.; Полякова М.А. Субъектность и институциональная организация в практиках учебного чтения. Научный руководитель: канд. социол. наук Чудова И. А.; Сергеева А.А. Стили и их образующие практики учебного чтения студентов. Научный руководитель: канд. социол. наук Черкашина Т. Ю.
Публикации с результатами проекта:
Жесько Э.М., Чудова И.А.
Стыд и нормативные ожидания в отношении чтения в восприятии научных сотрудников // Мир экономики и управления. 2021. № 4. С. 175-186.
Черкашина Т.Ю., Чернышова Е.А., Лютов С.Н.
Библиотеки в образовательном чтении школьников и студентов // Научные и технические библиотеки. 2021. № 1. С. 77-98. DOI: 10.33186/1027-3689-2021-1-77-98.
Чудова И.А.
Дискурсивные особенности описания практик чтения студентов и научных работников //
Современный дискурс-анализ. 2020. № 2-2 (26). С. 23-31.
Черкашина Т.Ю., Чернышова Е.А., Чудова И.А.
Библиотеки в образовательном чтении: функции и конкуренты // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов : сборник докладов 6-го Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14-16 октября 2020 г.) / ответственный редактор В.А. Мансуров, редактор Е.Ю. Иванова ; Российское общество социологов, Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН. - Москва; Тюмень : РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. - ISBN 978-5-904804-30-5. Секция 25. Ребенок в высокотехнологичном обществе: конфликт традиций и новаций.
Чудова И. А.
Электронное или бумажное? Специфика реализации практик чтения студентами и научными работниками //
Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Том 12. № 4. С. 53-72.
Лютов С.Н. Чтение в научно-образовательной среде: проблемы трансформации и вариативности / Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития. Материалы X Международного научного семинара и ХI Белорусско-Российского научного семинара. Составители: Л.А. Авгуль, Н.Ю. Дмитриева. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр "Наука" Российской академии наук, 2019. С. 110-114.
Лютов С.Н. Проблемы чтения в контексте универсализации способов информационной коммуникации / Берковские чтения – 2019. Книжная культура в контексте международных контактов. Материалы V Международной научной конференции. Составители: Л.А. Авгуль, Д.Н. Бакун; Центральная научная библиотека НАН Беларуси, ФГБУ науки Научный и издательский центр «Наука» РАН. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр "Наука" Российской академии наук, 2019. С. 280-285.
Чудова И.А..
Рефлексивность практик учебного чтения как приобретенная методологическая установка: движение от Бурдье к Гидденсу / Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова). [Электронный ресурс]. Международная научная конференция (Москва, 28–30 ноября 2019 г.). Сборник материалов / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 291-297.
Ненашева А. Ю.
Организация образовательного чтения в вузе: роль преподавателя / Социология: Материалы 58-й Междунар. науч. студ. конф. 10–13 апреля 2020 г. / Новосибирский государственный университет. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2020. С. 59-60. Научный руководитель: Черкашина Т. Ю.
Харитонова А. А.
Практики чтения в ракурсе идентичности и становления профессионала (на примере студентов НГУ и молодых ученых ННЦ) / Социология: Материалы 58-й Междунар. науч. студ. конф. 10–13 апреля 2020 г. / Новосибирский государственный университет. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2020. С. 71-72. Научный руководитель: Чудова И. А.
Пащина Е.С.
Дифференциация практик учебного чтения студентов в зависимости от направления их обучения / Социология: Материалы 57-й Междунар. науч. студ. конф. 14–19 апреля 2019 г. / Новосибирский государственный университет. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2019. С. 26-27. Научный руководитель: Чернышова Е.А.
Полякова М.А.
Субъектность и институциональная организация в практиках учебного чтения / Социология: Материалы 57-й Междунар. науч. студ. конф. 14–19 апреля 2019 г. / Новосибирский государственный университет. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2019. С. 28-30. Научный руководитель: Чудова И. А.
Сергеева А.А. Стили и их образующие практики учебного чтения студентов / Социология: Материалы 57-й Междунар. науч. студ. конф. 14–19 апреля 2019 г. / Новосибирский государственный университет. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2019. С. 37-38. Научный руководитель: Черкашина Т.Ю.