15 декабря 2023 г., в 14.30 в НГУ, аудитория 4309, состоится совместный методологический семинар отдела социальных проблем ИЭОПП СО РАН и кафедры общей социологии ЭФ НГУ. Ксения Калашникова, старший преподаватель кафедры общей социологии, младший научный сотрудник ИЭОПП СО РАН расскажет о своём исследовании; тема выступления «Коммерческий ландшафт как среда (вос)производства аутентичности пространства».
Коммерческий ландшафт во всех проявлениях – и ориентированный на конечного потребителя (ритейл), и на представителей бизнеса – является важной частью города. Это не только материальное выражение процессов, происходящих в городской и мировой экономике, но и маркер, по которому можно понять вкусы и потребности горожан. Коммерческие точки не находятся в вакууме, они включены в локальные социальные отношения и погружены в накопленный исторический контекст пространства. В качестве центральной аналитической категории выбрана аутентичность – характеристика пространства, обладающая ценностью и (вос)производимая в виде пространственных практик жителей и бизнеса.
В отношении коммерческого ландшафта и аутентичности пространства, в котором он находится существуют проблематизирующиеся ситуации. В российском контексте самая обсуждаемая проблема в экспертной (и не только) среде – это «визуальный шум», когда представители бизнеса перекрывают, например, исторические здания кричащими вывесками. С точки же зрения западных стран проблематизируется такой коммерческий ландшафт, в котором вытеснены представители малого бизнеса, пространство поглощено крупными сетями; магазинами и ресторанами, ориентирующимися на туристов, такой коммерческий ландшафт создает впечатление удручающего сходства с любым другим джентрифицированным пространством.
В данном исследовании была поставлена цель: выявить спектр проявлений аутентичности (вос)производимых коммерческим ландшафтом в случае различных пространств города Новосибирска. Достижение данной цели подразумевает не только содержательные выводы, касающиеся Новосибирска; но и разработку аналитического инструмента, способного на материалах любого города произвести диагностику соотношения коммерческого ландшафта и аутентичности пространства.
В выступлении будут представлены промежуточные результаты исследования и обозначены пути его дальнейшего развития.
Публикации по теме выступления:
Калашникова К.Н. Концепция аутентичности Ш. Зукин: "шизоидная" категория в исследованиях города // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Т. 12, № 2. С. 8-28. DOI: 10.19181/inter.2020.12.2.1
Калашникова К.Н. В поисках "настоящего": к вопросу об интерпретации аутентичности в концепции социального пространства А. Лефевра / Logos et Praxis. 2021. Т. 20, № 4. С. 88-99. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2021.4.10
Калашникова К.Н. Аутентичность "промышленного острова": случай улицы Фабричной в Новосибирске // Муниципалитет: экономика и управление. 2021. № 4 (37). С. 78-88. ВАК. DOI: 10.22394/2304-3385-2021-4-78-88 URL:
Калашникова К.Н. Воспроизводство аутентичности места (на примере новосибирского Академгородка) // ЭКО. 2022. № 12. С. 159-173. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2022-12-159-173
Kalashnikova K. Unfolding Authenticity within Retail Transformation in Novosibirsk, Russia // BASIQ 2023. 9th International Conference on New Trends in Sustainable Business and Consumption. Constanța, Romania, 8-10 June 2023 / eds.: R. Pamfilie, V. Dinu, C. Vasiliu, D. Pleșea, L. Tăchiciu. Bucharest: ASE, 2023. P. 555-562. DOI: 10.24818/BASIQ/2023/09/049