Моя профессиональная деятельность всегда была связана с информатикой. И это при том, что я закончил гуманитарный факультет. Сразу после окончания НГУ по направлению "математическая лингвистика", 2 года преподавал математику в НИИЖТе. Затем аспирантура по теоретической кибернетике в институте математики и все последующие годы разработка различных программных систем: от систем управления базами данных в Новосибирском филиале института точной механики и вычислительной техники АН СССР до автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) в Конструкторско-технологическом институте вычислительной техники СО РАН. Сначала участвовал в проектах создания подсистем АСУТП для энергоблока Сургутской ГРЭС, а затем и руководил разработкой инструментальной системы для создания АСУТП Северомуйского тоннеля (самого протяженного в России и 4-го по длине в мире). Программное обеспечение АСУТП состоит из разнообразных компонентов, которые обеспечивают как визуализацию состояния технологических процессов, так и возможность удаленного управления ими. Таким образом, для создания компонентов «верхнего уровня» АСУТП нужно владеть навыками создания экранных форм, уметь работать с базами данных, обеспечивать обмен информацией между компонентами АСУТП и безопасный доступ. На «нижнем уровне» необходимо обеспечить работу в режиме реального времени, что требует особых навыков. Можно сказать, что создание таких систем требует от разработчиков владения широким спектром компетенций. Оказалось, что направление математическая лингвистика весьма продуктивно способствует приобретению таких компетенций. С одной стороны в основе образования лежат набор математических дисциплин: математический анализ, алгебра, математическая логика, теория вероятностей и математическая статистика, с другой стороны набор курсов по лингвистике и теория формальных грамматик дают навыки и примеры формализации такого сложного объекта как естественный язык. Ведь, несмотря на более чем 50-летнию историю машинного перевода, проблема его качества все еще остается актуальной.
Мне посчастливилось получить образование у прекрасных преподавателей в открытой среде общения ученых и студентов. Навсегда запомнились встречи с математиком акад. А.Д. Александровым, который как-то между прочим сказал: «я всегда хотел быть биологом, но результаты стали получаться в математике». Тогда в 1965 году студенты эту фразу восприняли как шутку. Но думается, что это высказывание невольно демонстрирует «мультидисциплинарность» научного знания.
Мне представляется, что математическая лингвистика, как направление,
является мультидисциплинарным и дает студентам широкий спектр
представлений и навыков.