Ольга Ильдутова: «В нашем университете есть возможность заниматься ещё и наукой»

Ольга Ильдутова: «В нашем университете есть возможность заниматься ещё и наукой»


Студенческая 1 О. Ильдутова.jpg

Во-первых, они творческие. Во-вторых – трудолюбивые, хотя сами вряд ли вам в этом признаются. В-третьих, это довольные жизнью люди, в глазах которых я постоянно вижу радость. Кроме того, они красивые даже чисто внешне... Такими видит студентов ФИЯ преподаватель факультета Ольга Ильдутова. Она рассказала нам, чем «питается» студенческий интерес к изучению ин-яза, где можно увидеть все таланты студентов ФИЯ, и почему преподавать иностранные языки – это полезно и престижно.


Ольга Ильдутова – преподаватель английского языка Факультета иностранных языков и Физического факультета НГУ, выпускница ФИЯ 2011 года по специальности «Теория и практика преподавания иностранных языков и культур».


Ольга, Вы рассказали, что преподавание – Ваша давняя мечта. Почему для её осуществления Вы выбрали учебу на Факультете иностранных языков именно НГУ?


На момент моего поступления в 2006 году репутация ФИЯ НГУ была очень высокой, я считала, что это самый лучший факультет для изучения иностранного языка. Собственно, я и до сих пор так считаю. В других вузах города тоже есть достаточно сильный факультет иностранных языков, но в нашем университете есть возможность заниматься ещё и наукой. Я считаю, это очень большой плюс в дополнение к овладению языком просто как средством общения. Желание заниматься наукой возникло у меня постепенно, когда я увидела пример наших преподавателей, исследователей, которые работают в НГУ. Наш университет, по моему мнению, больше силен в плане науки физической, математической, химико-биологической, но лингвистические исследования здесь тоже проводятся интересные.


Существует стереотип, что учиться на ФИЯ легко по сравнению с некоторыми другими факультетами. Можете ли Вы сказать, что учёба была простой?


Это неправда. Подчас бывала очень сложная работа, когда нужно было много выучить и запомнить. Как и у всех, у нас были свои сложные предметы. Однако ужасы в изучении предмета нагоняются не столько сложностью самого предмета, сколько ажиотажем, который создается вокруг него. На первом курсе у нас самым сложным считалось, и как я вижу, до сих пор считается у студентов, введение в языкознание. Сложным предметом считался у нас также латинский язык. Если английским мы все владели неплохо в начале обучения, то латынь надо было изучать с самого начала. Довольно сложными считались также история языка и теория языка.

Вообще, сложность – это не показатель того, что не стоит поступать на факультет. Я даже считаю, что это должно быть в какой-то степени критерием качества – наличие таких «непростых» предметов, которые трудно выучить и сдать.


А у Вас на занятиях сложно получить зачет?


Лично я считаю, что у меня зачет получить несложно, если ты работал активно в течение семестра. Это для меня самый главный критерий. Если ты участвовал в обсуждениях на занятиях, выполнял что-то сверх нормы, мало занятий пропустил, то я с огромным удовольствием ставлю «отлично» и «хорошо». Если же кто-то не доработал, то он знает об этом заранее, ещё до зачета.


С какими мыслями Вы шли в преподавание?


Естественно, был страх и определенное волнение. Ведь нужно было войти в аудиторию, где сидят 10-15 человек, которых ты видишь в первый раз. И они тебя видят впервые. И тебе ещё нужно организовать их времяпрепровождение так, чтобы оно было эффективным, чтобы после занятий они вышли с новыми знаниями. Волнение было и оттого, что на момент начала работы я сама только три месяца как вышла из студенческой аудитории, а теперь нужно было исполнить другую роль.

Но мне, я считаю, очень повезло. У меня в самом начале были и до сих пор остаются очень доброжелательные группы студентов, с которыми лично для меня большое удовольствие работать. Постепенно, когда ты узнаешь чуть больше о ребятах, а они узнают о тебе, первый дискомфорт проходит, и страх заменяется обычной работой.


Как вы считаете, сегодня профессия преподавателя престижна?


Престиж любой профессии сегодня оценивается зарплатой, но в первую очередь, пожалуй, отношением общества к этой профессии. Поэтому я считаю, что профессия преподавателя не потеряла своей престижности и актуальности. Мы видим родителей, которые приводят к нам своих детей, видим студентов, которые обращаются к нам за помощью. Хоть и есть дистанционное образование, но живой преподаватель нужен всегда. Кроме прямой передачи знаний, преподавание – это способ поделиться своими соображениями, идеями. Благодаря моменту дискуссии и живому общению престиж этой профессии никогда не уйдет.


Есть ли у Вас свои маленькие хитрости, при помощи которых Вы поддерживаете у студентов интерес к изучению языка?


Я всегда стараюсь разнообразить формы обучения и задания. Все студенты в аудитории разные, у них свои индивидуальные особенности, в частности, особенности стиля изучения иностранного языка. Если мы придерживаемся одной методики, мы таким образом «обкрадываем» студентов, которые могли бы не менее успешно изучать иностранный язык, если предоставить им такую возможность.

Интерес студента базируется на его успехе. Успех подпитывает интерес. Поэтому наша задача – предоставить студентам возможность испытать это ощущение. И тогда они будут видеть, что пришли не просто отсидеть время за партой, а узнать реально что-то новое. Далеко не каждый студент знает о своих способностях! Бывает определенная заниженная самооценка или страх перед иностранным языком, потому что от студента требуется больше, чем он мог бы показать на данный момент. Но если дать студенту возможность продемонстрировать свои знания в той области, в которой он чувствует себя уверенно, то в последующем он начнет выполнять те задания, от которых раньше отказывался. Я замечала это на своих занятиях.


И как же всё-таки бороться со страхом в изучении языка? Уровень знаний в группе у всех разный, и кто-то наверняка боится высказаться.


Безусловно, такая проблема есть. Группы с идеально подобранным уровнем владения языком не существует. Кто-то быстрее, кто-то медленнее схватывает. Есть и ещё одна проблема: тем, кто знает лучше, несколько скучно, ведь им все понятно, они это уже проходили. Тут есть ряд техник, методик, которые позволяют работать в группах с разным уровнем. Подбираем более сложные задания для тех, кто посильнее, более простые для тех, кто послабее. Можем объединить внутри группы более сильных и более слабых. Иногда можно соединить между собой сильных и слабых студентов, особенно в заданиях на закрепление языкового материала. Но тут возникает другой вопрос: некоторые студенты не хотят работать друг с другом в силу своего характера, хотя по уровню они хорошо друг другу подходят. Всё это надо учитывать.


Вы учите студентов английскому языку. А учат ли они чему-то Вас?


Мои студенты меня учат очень многому! Находясь в студенческой аудитории, постоянно ловлю себя на мысли, что важно не только владеть своим предметом, быть большим специалистом в своей профессии. Нужно быть любопытным в разных областях. Особенно я это вижу на Физическом факультете.

Так сложилось, что с физикой в школе у меня были большие проблемы, это был самый сложный для меня предмет. По иронии судьбы я стала преподавать именно на Физическом факультете. И я увидела, что физика – это очень интересный предмет, и даже не столько предмет, сколько наука и способ изучения мира.

То, как мои студенты рассказывают мне о физических явлениях, периодически проводят опыты, параллельно описывая их на английском языке, очень сильно меня вдохновляет, я ими очень восхищаюсь. Инновации, новые изобретения – от своих студентов я узнаю очень много, и у них я учусь любознательности.


Кроме возможности свободно общаться, есть ли другие причины изучать иностранные языки?


Сегодня люди изучают языки по разным причинам. В первую очередь, конечно, это коммуникация как таковая, способ взаимодействие с иностранцами в путешествиях, ведение бизнеса с иностранными компаниями, коллегами. Но это ещё и очень увлекательный процесс, помогающий лучше узнать себя и свои возможности, ощутить собственное творческое развития, а это прекрасно!


Получается, студенты ФИЯ – люди творческие? 


Факультет иностранных языков, я считаю, один из самых творческих. Я ощущала эту атмосферу во время своей учебы, когда мы получали творческие задания. Например, на курсе практической грамматики к зачету нам нужно было поставить сценку, что мы с успехом и большим удовольствием сделали, и с радостью получили зачет. Или на курсе истории англо-американской литературы: мы также ставили режиссированные костюмированные сценки.

У нас была потребность в творчестве и вне аудитории. Например, на Хэллоуин мы могли прийти раскрашенные и в костюмах на занятия. Естественно, отмечались эти праздники и в общежитиях. Пожалуй, самый яркий момент, где можно увидеть все таланты нашего факультета – это День ФИЯ в рамках «Интернедели». Наши студенты поют, танцуют на сцене, рисуют, делают что угодно.


Чему самому важному научил Вас ФИЯ НГУ?


Анализировать себя, свои поступки, выстраивать свои планы на будущее. Выучить предметы как таковые – не самоцель, вопрос в том, как ты потом сможешь эти знания применить? Этот вопрос я себе научилась задавать, будучи студенткой. И к концу обучения я была полностью уверена, что преподавание – моя профессия. Факультет подарил мне возможность заниматься тем, что я люблю.