Сборник "Метаморфозы культуры - 2013" вышел из печати

Сборник "Метаморфозы культуры на рубеже тысячелетий: Антропологический аспект: Материалы III Международной междисциплинарной научной конференции" вышел из печати

Метаморфозы-сборник-2013-обложка1 (1).jpgИздание включает статьи на основе докладов участников конференции «Метаморфозы культуры на рубеже тысячелетий: Антропологический аспект», проводившейся 10–11 мая 2013 г. в Новосибирском государственном университете. Конференция проходила в рамках празднования 25-летия кафедры истории культуры НГУ, поэтому сборник открывается статьей зав. кафедрой истории культуры, канд. филол. наук Н. Ю. Бартош об истории, направлениях деятельности и достижениях кафедры.

Широкой спектр научных проблем, обсуждавшихся участниками конференции, отражен в пяти разделах сборника: от глобальных вопросов философии культуры до более специфических исследований культурного процесса в терминах литературоведения, музыковедения, искусствознания, лингвистики и т. д. Отдельный раздел сборника посвящен актуальным вопросам гуманитарного образования в вузе.

Издание предназначено для преподавателей вузов, аспирантов, студентов, а также адресовано всем интересующимся вопросами теории и истории культуры.

Сборник выпускается при поддержке Министерства культуры Новосибирской области, при участии Новосибирского государственного театрального института.

По вопросам приобретения сборника обращаться на кафедру истории культуры ГФ НГУ (ауд. 230 А, тел. 363-41-30).

Метаморфозы культуры на рубеже тысячелетий: Антропологический аспект: Материалы III Международной междисциплинарной научной конференции / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2013. 398 c.

ISBN 978-5-4437-0215-5

СОДЕРЖАНИЕ

Бартош Н. Ю. Кафедре истории культуры НГУ 25 лет..................................... 6

Раздел 1. Переходные эпохи: вопрос самоидентификации........................ 11

Кузин В. И. Теории актерского искусства как форма экзистенциального философствования 11

Розов Н. С. Человек во времени: Экзистенциальный поворот в философии

истории.......................................................................................................... 41

Штуден Л. Л. Шоу-сознание.......................................................................... 54

Симян Т. С. От биосферы до ноосферы (опыт критического и функционального описания) 66

Васильева Г. М. Идея «интеллектуального совершеннолетия» в европейской культуре 77

Михайлова Т. В. Образы будущего Российского государства в представлениях политических деятелей (XI–XXI вв.) 89

Цыплаков Д. А., Цыплакова С. М. Культ и культура в системе человеческой

деятельности................................................................................................. 103

Зинченко Т. Е. И. А. Ильин об обретении цельности человеком.................... 110

Красильникова М. Б. Человек в ситуации «конца» истории порубежных эпох (Русские «канунные» эпохи) 115

Дзоффоли С. Концепция человека. Критика Маритеном картезианского

постулата «cogito ergo sum»........................................................................... 124

Глебов Е. В. Эсхатология современности: угроза или надежда?..................... 134

Раздел 2. Художник на рубеже эпох: эволюция творческих стратегий... 140

Асоян А. А. «А был ли мальчик?» (К полемике о русском экспрессионизме

в отечественной критике)............................................................................. 140

Люцканов Й. Д. «Шатер», последняя прижизненная книга Николая Гумилева,

как Exegi monumentum tibi............................................................................. 152

Седых Э. В. Концепт орнамента в творчестве У. Морриса............................. 167

Тихомирова Е. Е. Путь человеческий в творчестве Г. Д. Гребенщикова......... 175

Предвечнова Е. О. Личность художника-творца Николая Метнера в эпоху

Серебряного века............................................................................... 189

Проскурина Е. Н. Творческая стратегия А. Платонова: от разрыва к единению. 196

Сафронова Е. Ю. Забытые факты: В. Маяковский – создатель рекламы... 204

Скубач О. А. Морфология советского подвига: механизмы формирования

идеологии советского героизма в литературе и культуре 1920-х –1940-х гг... 211

Драчёва С. О. Своеобразие литературной сказки С. Г. Георгиева... 219

Быченкова И. А. Процедуры манифестирования как явления рефлексии:

диалог эпох........................................................................................... 226

Брузгене Р. О некоторых аспектах понятия феномена красоты на рубеже

XX–XXI вв.................................................................................. .......... 232

Раздел 3. Пространство культуры: диалог с традицией .................. 241

Михайлова Е. В. Образ Л. ван Бетховена в русском поэтическом дискурсе.... 241

Пайсон Н. К. Конструктивные единицы в григорианском хорале (функциональный аспект) .................................................................................................................252

Давлатова С. Д. Отзвуки суфийского обряда в сочинениях таджикского

композитора Т. Шахиди......................................................................... 257

Гражданова (Макарова) М. А. Феномен фортепианного альбома для детей

(на примере «Альбома для Зухры» таджикского композитора Ф. Бахора).. 264

Лысенко С. Ю. Современные хореографические интерпретации небалетной

музыки прошлых эпох: к проблеме диалога в искусстве..................... 272

Прокопьев М. В. В. И. Копаев: художник традиционной школы в эпоху дизайна интерьеров 281

Крейдун Ю. А. (прот. Георгий Крейдун). Формирование оседлого образа жизни среди коренных жителей Горного Алтая в ХIХ – начале ХХ в................................................................................................................. 284

Рыговский Д. С. Гаревский старообрядческий крестный ход: феномен

сакрализации пространства в начале XXI в........................................... 294

Антипова Ю. В. «Бурановские бабушки»: в диалоге с постмодерном и реалиями российского шоу-бизнеса 302

Неронова О. В. Образы былинных богатырей на современном экране: взгляд

через традиции балагана......................................................................... 308

Ван Чжэньчжэнь. Героиня романа Л. Е. Улицкой «Медея и ее дети» с точки

зрения российского и китайского восприятия теории феминизма........ 319

Раздел 4. Лингвистические метаморфозы современной коммуникации.. 323

Михайлов А. В. Маркеры границ литературного сообщества (взгляд «изнутри»

и «извне»)................................................................................................... 323

Жемене А. Последствия взаимодействия языков: исследование на основе

антропонимии.............................................................................................. 332

Островская Н. В. Глагольная вариантность как признак исторического

изменения глагольной системы.................................................................. 345

Гань Чунься. Влияние исторических и художественных особенностей романа «Сон в красном тереме» на перевод используемых в романе фразеологических единиц: сохранение и изменение образа 350

Нулицзяцзы Байкэнь. Лингвокультурологический аспект оценки русских и

китайских фразеологизмов со словом «труд»............................................. 354

Чжан Даньдань. Выражение эвфемизмов в устной русской и китайской речи 357

Го Мэн. Сравнительный анализ культурных и языковых особенностей русских и китайских рекламных текстов 362

Раздел 5. Современное гуманитарное образование: проблемы

и перспективы................................................................................................. 366

Юзефович А. Визуальные тенденции современной культуры и визуальные студии в Литве 366

Быченкова И. А. Гуманитарное образование в высшей школе: ориентация,

практика и ресурсы совершенствования........................................................ 374

Герасимова Т. Ю. Творческая деятельность как необходимый элемент

гуманитаризации современного образования................................................ 380

Алексеева А. А. Метаморфозы жанровой системы официально-делового стиля речи и перспективы преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи»

в вузе.................................................................................................................. 386

Пермякова Н. А. В поисках национального сознания: о концепции курса по истории американской литературы для студентов негуманитарных специальностей...................................................................................................391