Сборник "Метаморфозы культуры на рубеже тысячелетий: Антропологический аспект: Материалы III Международной междисциплинарной научной конференции" вышел из печати
Издание включает статьи на основе докладов участников конференции «Метаморфозы культуры на рубеже тысячелетий: Антропологический аспект», проводившейся 10–11 мая 2013 г. в Новосибирском государственном университете. Конференция проходила в рамках празднования 25-летия кафедры истории культуры НГУ, поэтому сборник открывается статьей зав. кафедрой истории культуры, канд. филол. наук Н. Ю. Бартош об истории, направлениях деятельности и достижениях кафедры.Широкой спектр научных проблем, обсуждавшихся участниками конференции, отражен в пяти разделах сборника: от глобальных вопросов философии культуры до более специфических исследований культурного процесса в терминах литературоведения, музыковедения, искусствознания, лингвистики и т. д. Отдельный раздел сборника посвящен актуальным вопросам гуманитарного образования в вузе.
Издание предназначено для преподавателей вузов, аспирантов, студентов, а также адресовано всем интересующимся вопросами теории и истории культуры.
Сборник выпускается при поддержке Министерства культуры Новосибирской области, при участии Новосибирского государственного театрального института.
По вопросам приобретения сборника обращаться на кафедру истории культуры ГФ НГУ (ауд. 230 А, тел. 363-41-30).
Метаморфозы культуры на рубеже тысячелетий: Антропологический аспект: Материалы III Международной междисциплинарной научной конференции / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2013. 398 c.
ISBN 978-5-4437-0215-5
СОДЕРЖАНИЕ
Бартош Н. Ю. Кафедре истории культуры НГУ 25 лет..................................... 6
Раздел 1. Переходные эпохи: вопрос самоидентификации........................ 11
Кузин В. И. Теории актерского искусства как форма экзистенциального философствования 11
Розов Н. С. Человек во времени: Экзистенциальный поворот в философии
истории.......................................................................................................... 41
Штуден Л. Л. Шоу-сознание.......................................................................... 54
Симян Т. С. От биосферы до ноосферы (опыт критического и функционального описания) 66
Васильева Г. М. Идея «интеллектуального совершеннолетия» в европейской культуре 77
Михайлова Т. В. Образы будущего Российского государства в представлениях политических деятелей (XI–XXI вв.) 89
Цыплаков Д. А., Цыплакова С. М. Культ и культура в системе человеческой
деятельности................................................................................................. 103
Зинченко Т. Е. И. А. Ильин об обретении цельности человеком.................... 110
Красильникова М. Б. Человек в ситуации «конца» истории порубежных эпох (Русские «канунные» эпохи) 115
Дзоффоли С. Концепция человека. Критика Маритеном картезианского
постулата «cogito ergo sum»........................................................................... 124
Глебов Е. В. Эсхатология современности: угроза или надежда?..................... 134
Раздел 2. Художник на рубеже эпох: эволюция творческих стратегий... 140
Асоян А. А. «А был ли мальчик?» (К полемике о русском экспрессионизме
в отечественной критике)............................................................................. 140
Люцканов Й. Д. «Шатер», последняя прижизненная книга Николая Гумилева,
как Exegi monumentum tibi............................................................................. 152
Седых Э. В. Концепт орнамента в творчестве У. Морриса............................. 167
Тихомирова Е. Е. Путь человеческий в творчестве Г. Д. Гребенщикова......... 175
Предвечнова Е. О. Личность художника-творца Николая Метнера в эпоху
Серебряного века............................................................................... 189
Проскурина Е. Н. Творческая стратегия А. Платонова: от разрыва к единению. 196
Сафронова Е. Ю. Забытые факты: В. Маяковский – создатель рекламы... 204
Скубач О. А. Морфология советского подвига: механизмы формирования
идеологии советского героизма в литературе и культуре 1920-х –1940-х гг... 211
Драчёва С. О. Своеобразие литературной сказки С. Г. Георгиева... 219
Быченкова И. А. Процедуры манифестирования как явления рефлексии:
диалог эпох........................................................................................... 226
Брузгене Р. О некоторых аспектах понятия феномена красоты на рубеже
XX–XXI вв.................................................................................. .......... 232
Раздел 3. Пространство культуры: диалог с традицией .................. 241
Михайлова Е. В. Образ Л. ван Бетховена в русском поэтическом дискурсе.... 241
Пайсон Н. К. Конструктивные единицы в григорианском хорале (функциональный аспект) .................................................................................................................252
Давлатова С. Д. Отзвуки суфийского обряда в сочинениях таджикского
композитора Т. Шахиди......................................................................... 257
Гражданова (Макарова) М. А. Феномен фортепианного альбома для детей
(на примере «Альбома для Зухры» таджикского композитора Ф. Бахора).. 264
Лысенко С. Ю. Современные хореографические интерпретации небалетной
музыки прошлых эпох: к проблеме диалога в искусстве..................... 272
Прокопьев М. В. В. И. Копаев: художник традиционной школы в эпоху дизайна интерьеров 281
Крейдун Ю. А. (прот. Георгий Крейдун). Формирование оседлого образа жизни среди коренных жителей Горного Алтая в ХIХ – начале ХХ в................................................................................................................. 284
Рыговский Д. С. Гаревский старообрядческий крестный ход: феномен
сакрализации пространства в начале XXI в........................................... 294
Антипова Ю. В. «Бурановские бабушки»: в диалоге с постмодерном и реалиями российского шоу-бизнеса 302
Неронова О. В. Образы былинных богатырей на современном экране: взгляд
через традиции балагана......................................................................... 308
Ван Чжэньчжэнь. Героиня романа Л. Е. Улицкой «Медея и ее дети» с точки
зрения российского и китайского восприятия теории феминизма........ 319
Раздел 4. Лингвистические метаморфозы современной коммуникации.. 323
Михайлов А. В. Маркеры границ литературного сообщества (взгляд «изнутри»
и «извне»)................................................................................................... 323
Жемене А. Последствия взаимодействия языков: исследование на основе
антропонимии.............................................................................................. 332
Островская Н. В. Глагольная вариантность как признак исторического
изменения глагольной системы.................................................................. 345
Гань Чунься. Влияние исторических и художественных особенностей романа «Сон в красном тереме» на перевод используемых в романе фразеологических единиц: сохранение и изменение образа 350
Нулицзяцзы Байкэнь. Лингвокультурологический аспект оценки русских и
китайских фразеологизмов со словом «труд»............................................. 354
Чжан Даньдань. Выражение эвфемизмов в устной русской и китайской речи 357
Го Мэн. Сравнительный анализ культурных и языковых особенностей русских и китайских рекламных текстов 362
Раздел 5. Современное гуманитарное образование: проблемы
и перспективы................................................................................................. 366
Юзефович А. Визуальные тенденции современной культуры и визуальные студии в Литве 366
Быченкова И. А. Гуманитарное образование в высшей школе: ориентация,
практика и ресурсы совершенствования........................................................ 374
Герасимова Т. Ю. Творческая деятельность как необходимый элемент
гуманитаризации современного образования................................................ 380
Алексеева А. А. Метаморфозы жанровой системы официально-делового стиля речи и перспективы преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи»
в вузе.................................................................................................................. 386
Пермякова Н. А. В поисках национального сознания: о концепции курса по истории американской литературы для студентов негуманитарных специальностей...................................................................................................391