«Научный дискурс и методология исследования» (для старших курсов)
Преп. Берендеева Мария Сергеевна, канд. филол. наук
— Многообразие научных текстов: жанры и разновидности — от популярных до академических и от реферата до диссертации.
— Методологическая база исследования: чем объект отличается от предмета, как сформулировать цель и задачи и о чем нужно обязательно написать во введении к дипломной работе.
— Техника безопасности при работе с информацией: критерии научности, способы поиска и проблема достоверности.
— Этика научной работы: проблемы авторства и соавторства, плагиат, компиляция и цитирование.
— Работа над собственным текстом: навыки структурирования материала, редактирования и оформления письменного текста и публичного выступления с докладом.
Понедельник, 14.30. Ауд. БФА. Первое занятие — 11 февраля.
«Создание научного текста» (для младших курсов)
Преп. Берендеева Мария Сергеевна, канд. филол. наук
— Основные научные жанры, с которыми сталкивается студент во время обучения: как составить план курсовой работы, как написать реферат, что такое тезисы и чем они отличаются от статьи и т. д.
— Особенности научной картины мира: чем научное мышление отличается от ненаучного, а научный текст — от сочинения или официального документа.
— Подготовка и презентация собственного научного проекта: где искать информацию и как проверить ее достоверность, по какой схеме строится любой научный текст, как подготовить доклад и успешно выступить с ним и т. д.
— Формирование речевых навыков, актуальных для дальнейшего успешного обучения, а также участия в научно-исследовательской деятельности.
Понедельник, 16.20. Мальцевская ауд. Первое занятие — 4 февраля.
Или: Суббота, 14.30. Ауд. 1155 н. к. Первое занятие — 9 февраля.
«Англо-американская литература ХХ века» (на англ. яз.)
Преп. Пермякова Наталья Александровна
— Наиболее значимые факты, события и тенденции литературного процесса Великобритании и США ХХ столетия, «в которых отразился век и современный человек…».
— Социальные катаклизмы, экономические потрясения, мировые войны и угроза тотального уничтожения человечества в ядерной войне, стихийные бедствия и надвигающаяся экологическая катастрофа — все эти и многие другие события вызывают у писателей англоязычных стран мысль о грядущем апокалипсисе и помогают понять специфический характер англо-американской литературы ХХ в.
— Курс читается на английском языке, что позволит слушателям усовершенствовать навыки владения английским языком. Необходимый уровень знания языка — владение разговорным английским на уровне Upper Intermediate и понимание неадаптированных художественных текстов.
Понедельник, 14.30. Ауд. 315 гл. к. Первое занятие — 4 февраля.
«История изобразительного искусства»
Преп. Панина Нина Леонидовна, доктор искусствоведения
— Искусство и наука: место и роль искусства в жизни ученого.
— Происхождение привычных нам словесных и визуальных форм самовыражения.
— Искусство и стереотипы восприятия.
— Сходства и различия классики и современности.
— Актуальность искусства прошедших эпох — чем оно может быть интересно сегодня?
Суббота, 14.30. Ауд. 313 гл. к. Первое занятие — 9 февраля.
Или: Понедельник, 14.30. Ауд. 121а. Первое занятие — 4 февраля.
«История культуры Западной Европы XX—XXI вв.»
Преп. Панина Нина Леонидовна, доктор искусствоведения
— Конец XIX — начало XX века и поиски нового языка искусства: почему модернист согласен работать «в стол», а авангардисту нужны сцена и эпатаж?
— Культура тоталитаризма: почему тираны XX века так любили греческую и римскую классику?
— От модерна к постмодерну: чем отозвались в европейской культуре две мировые войны?
— От постмодерна к альтермодерну: какие пути улучшения реальности предлагает современная европейская культура?
Понедельник, 16.20. Ауд. 315 гл. к. Первое занятие — 4 февраля.
«История мировой культуры»
Преп. Долгушин Дмитрий Владимирович, канд. филол. наук
— Вы познакомитесь с историей великих культур древности: Египта, Месопотамии, Греции и Рима.
— Узнаете о трансформациях европейской культуры на переходе от античности к средневековью и от средневековья к Новому времени.
— Расширите свои знания о культуре России в ее диалоге с Востоком и Западом.
— Получите материал для размышлений о путях развития современной культуры, об отношениях традиции и современности, о связи национального и глобального в сегодняшнем мире.
Суббота, 14.30. Ауд. 315 гл. к. Первое занятие — 9 февраля.
Или: Четверг, 16.20. Ауд. 119а. Первое занятие — 14 февраля.
«История европейской культуры»
Преп. Бартош Наталья Юрьевна, канд. филол. наук
— В курсе рассматриваются основные стили и направления европейского искусства от Средневековья до искусства ХХ и XXI веков.
— Предметом анализа станут не только произведения искусства (фрески, картины, миниатюры, скульптурные композиции) и архитектуры (храмы, дворцы, виллы), но и личности творцов (Джотто, Боттичелли, Микеланджело, Тициан, Караваджо, Давид, Энгр, Моне и др).
Среда, 12.40. Ауд. 2328 н. к. Первое занятие — 6 февраля.
«Эволюция музыкального мышления и стили в музыке»
Преп. Гусева Елена Семёновна, канд. искусствоведения, музыковед
— В курсе будут рассматриваться в эволюции основные стилевые направления в академической музыке: барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, авангардизм, а также методы создания музыкальных композиций в ХХ в. (додекафония, аллеаторика, пуантилизм, сонористика).
— Главный посыл: музыкальный язык (в его взаимообусловленности со стилем) способен представлять структуру мышления и определять формы, типы и принципы музыкального мышления (например, полифоническое, гомофонное, мелодическое, тембровое, оркестровое и др.).
— В музыке композиторов (Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шопен, Чайковский, Рахманинов, Шенберг, Кейдж, Губайдуллина и др.) внимание будет обращаться:
на своеобразие стиля мышления композитора, на особенности стилевого мышления композитора (принципы творческого метода).
Вторник, 18.10. Ауд. 119а. Первое занятие — 12 февраля.
«Великая Отечественная война 1941—1945 гг.»
Преп. Шиловский Михаил Викторович, д-р ист. наук
— С учетом сложившихся стереотипов, концептуальных положений по отношению к истории Великой Отечественной войны, часто подменяемых дутыми «сенсациями», в данном курсе ставится задача дать реконструкцию основных событий предвоенного периода и военного времени, общее представление о ходе войны, соотношении сил и средств на разных этапах, роли политического руководства, ее внешнеполитическом фоне.
— Особое внимание обращается на малоизученные и дискуссионные проблемы отечественной истории 1941—1945 гг.: о причинах и ответственности за ее начало, «цене победы» и тех качественных изменениях, которые произошли в CССР за время войны.
Суббота, 10.50. Ауд. 315 гл. к. Первое занятие — 16 февраля.