В 2018/2019 учебном году при подготовке студентов-журналистов НГУ было опробовано несколько новых методик в рамках сразу трех курсов: «История западных цивилизаций», «История зарубежной журналистики», «История отечественной литературы ХХ в.».
Использование различных способов визуализации, таких как таймлайны, интерактивные карты, лендинги и других позволили перевести процесс обучения от пассивного восприятия информации к активной деятельности по ее освоению и практическому применению.
В рамках проекта по курсу студенты подготовили и представили современный медиапродукт с историко-аналитическим контентом: интерактивный таймлайн, интерактивную карту, сложный лендинг или тест. Опишем подобный проект на примере таймлайна.
Об этапах работы над проектом рассказала преподаватель курса Евгения Шафферт:
— Подготовка проекта происходит в группах по 2-3 человека и состоит из двух основных этапов: первый — самостоятельная работа, в ходе которой студенты выбирают одну из предложенных тем программы практических занятий. Определившись с темой, студенты изучают исторические источники и исследовательскую литературу, отделяют ключевые факты и события от менее важных. Затем они собирают необходимый цифровой материал для будущего медиапродукта из открытых источников ивыбираютонлайн-сервис для последующей медиапрезентации своей работы. Второй этап — представление проекта в аудитории, в ходе которого остальные студенты задают вопросы, высказывают суждения о представленном проекте и предлагают меры по его улучшению.
Данный формат работы позволяет студентам по-новому осмыслить выбранное историческое событие или период, создать для себя его понятный образ и систематизировать всю накопленную до сих пор информацию.
Для проведения аттестации по итогам изучения тем «История журналистики Франции в новое время» и «История журналистики Великобритании в новое время» в рамках курса «История зарубежной журналистики» студентам было предложено подготовить проект. Самостоятельная работа студента до начала реализации проекта состояла в том, что они должны были сформировать список из 10 событий (потенциальных информационных поводов)из истории Нового времени этих стран.
— В ходе работы над проектом были сформированы группы по 4-5 человек, случайным образом определялось издание. Команда, опираясь на типологическую характеристику издания и предполагаемую дату выхода, готовила к печати номер, учитывая особенности верстки, жанровую специфику издания, новостную повестку дня, законодательство и цензурный режим, политическую ситуацию в стране и пр. Обязательное условие — необходимость сделать не менее 5 ошибок (событие, описываемое в новости, произошло в другое время, жанр (интервью, например) появился позже, цензурой было запрещено упоминание тех или иных событий или фактов и др.) и отметить их в аналитической записке.
Затем команды обменивались готовыми проектами, анализируя их и выявляя ошибки и неточности. В качестве подведения итогов демонстрировались презентации собственных проектов и анализировались проекты коллег.
Данный формат позволяет повторить политическую, социально-экономическую историю изучаемых стран, обобщить теоретические знания студентов по истории журналистики, перевести их в практическую плоскость.
Еще одним новым форматом систематизации полученных по истории зарубежной журналистики знаний стала проектная работа над созданием таймлайна. Были сформированы группы по 3-4 человека, каждая команда выбрала одну из шести предложенных тем.
— В рамках каждой темы рассматривается развитие журналистики в США, Франции, Германии, Великобритании в Новое и Новейшее время.Команда строго формулирует критерии анализа по теме (например:характеризуем количественные показатели СМИ 4 стран с периодичностью каждые 20 (50) лет по следующим параметрам:пресса — объем, тираж, периодичность,радио и ТВ — количество станций частных/государственных/общественных и пр., часов вещания, рекламные бюджеты и т.д. Затем, используя доступные источники информации, участники команды, распределив между собой материал по странам/ хронологическому принципу/более узким тематических группам, готовят данные для создания таймлайна. Иллюстративный ряд — тексты, графики, фото, видео, аудио и т.д. — должен быть связан с темой, — рассказывает Наталья Борисовна.
По словам преподавателя, важной частью проекта является подготовка аналитической записки по теме. Заключительный этап — презентация проекта в форме доклада, основой которого является аналитическая записка, а иллюстративной частью — представление таймлайна.
Такой формат работы позволяет «собрать пазл» из тех знаний, которые были получены студентами в процессе изучения истории зарубежной журналистики, сопоставить в хронологическом порядке события, связанные с историей журналистики изучаемых стран, выявить общие тенденции и национальные особенности в развитии СМИ разных стран, акцентировать внимание на закономерностях в развитии глобального информационного пространства.
Еще один формат был придуман вместе со студентами-третьекурсниками. Студенты разбились на группы по 6-10 человек, выбрали хронологический период (1900-е гг, 1950-е и пр.), определились с характеристикой читателя/зрителя/слушателя (пол, возраст, социальный статус, доход, профессиональные интересы, политические взгляды и пр.). Необходимо было выявить источники получения информации, время, которое тратит на чтение/слушание/просмотр выбранный персонаж. Команда должна была реконструировать информационное пространство (один день, дату указать точно), в котором живет выбранный персонаж и продемонстрировать это с помощью презентации, аудио- и видео-контента (выпуск новостей, иллюстрированный журнал, газета определенной партии, радиопередачи) Каждый элемент презентации необходимо было прокомментировать, объясняя какую тенденцию или особенность в развитии медиасистемы США она иллюстрирует.
При изучении творчества писателей начала ХХ века, которые создавали произведения в рамках «обновленного реализма», используется несколько видов творческих заданий. Студентам предлагается выбрать произведение, основанное на событиях или явлениях, имевших место в жизни, однако посмотреть на него глазами журналиста и создать журналистский текст в любых жанровых рамках: это может быть репортаж, интервью, подборка новостей или аналитическая статья. Желательно представить контекст работы журналиста начала ХХ века, проявить эрудицию в области русской истории и журналистики и при возможности не модернизировать стиль.
— Студенты охотно откликаются на это задание, отрабатывая умение отличать художественный стиль от стиля журналистских жанров и осваивая важную черту прозы данного периода литературы, которая связана со стремлением писателей к анализу действительности, к журналистской подлинности, с тягой к достоверности факта. Работая с текстом, будущие журналисты развивают и навыки креативного письма. За работы выставляется оценка в 10-балльной системе, где учитывается точность и глубина понимания произведения, соответствие студенческой работы журналистскому жанру, язык, речь, стиль, оригинальность идеи, — поясняет преподаватель курса, завкафедрой теории и истории журналистики, д.ф.н. Ольга Журавель.
Так, например, репортаж «специального корреспондента журнала «Нива» Шавинского» написан под впечатлением от рассказа А.И. Куприна «Штабс-капитан Рыбников». Материал представлен в форме оригинал-макета, с верхним колонтитулом журнала «Нива», 1905, № 3. По мотивам другого рассказа этого же писателя «Дознание» написано интервью «Солдат или человек? О том, что происходит сейчас в армии с моральными принципами. Об этом мы спросили подпоручика Козловского — человека, который на службе в полку совсем недавно, но уже не справился с эмоциональным напряжением и устроил драку».
— В конце практического занятия, посвященного творчеству Бунина, студентам было предложено анонимно задать писателю вопрос. Они написали свои вопросы на листе, затем было выбрано два человека: один назначен на роль журналиста, другой, из числа желающих, согласился сыграть роль Бунина. От студента требовалось не только артистично представить писателя, но и точно ответить на вопросы, учитывая проблематику его произведений. Интервью, взятое у «Бунина», показало высокий интерес к творчеству писателя, актуальность многих затронутых им вопросов и позволило студентам отработать навыки этого журналистского жанра, — рассказала Ольга Дмитриевна.
В конце курса проводится пресс-конференция, посвященная современному литературному процессу. На этом, как и на других занятиях, используется проектная групповая работа. Преподаватель предлагает несколько тем, отражающих современную литературу. Например, «Романы Евгения Водолазкина: история и современность»; «Дом, в котором…» Мариам Петросян: эксперимент или откровение?» и другие. Студенты разбиваются на команды/редакции. В итоге они представляют проект — это может быть лонгрид, презентация с аудио- и видео вставками или круглый стол с обсуждением, посвященный данному литературному явлению. Экспертный совет выставляет оценки, в которых учитывается глубина разработки материала, форма подачи материала, а также журналистская составляющая.
По словам преподавателей направления «Журналистика», включение различных интерактивных форм в процесс обучения, использование новых технологий и методик способствует повышению интереса к изучаемым дисциплинам и позволяет более эффективно подготовить к профессии будущего журналиста.
О своих впечатлениях от курсов рассказали студенты-журналисты:
— В игровом формате все усваивается лучше, потому что готовить подобные проекты действительно интересно, чего нельзя сказать о зубрежке к контрольной. Гораздо легче вспомнить, например, сценку, чем текст из учебника.
— Визуализация помогает погрузиться в материал, понять его лучше и глубже. В ходе такой работы не испытываешь стресс, как перед контрольной в традиционном виде.