Семь лет Гуманитарный институт Новосибирского государственного университета сотрудничает с Евразийским Национальным университетом им. Гумилева в Казахстане. Совместно с московскими коллегами наши ученые несколько раз принимали участие в проведении весенних и осенних тематических школ по археологии и этнологии, в результате которых родился образовательный проект двудипломной магистратуры между НГУ и ЕНУ по археологии, этнографии, истории древнего искусства. Последние два года программа не работает, что вызывает сожаление с обеих сторон.
В прошлом году совместно с кафедрой археологии и этнологии исторического факультета ЕНУ при поддержке Гуманитарного института НГУ, Сибирской археологической полевой школы и НОЦ «Новая археология» удалось реализовать научно-образовательный проект ««Древности Великой Степи в потоке тысячелетий: инновации в методологии археологических и этнографических исследований», с участием более 100 человек из университетов Казахстана и России в полевых условиях на базе археологической экспедиции ЕНУ.
Профессор кафедры археологии и этнографии ГИ НГУ, доктор исторических наук Людмила Валентиновна Лбова рассказала об опыте работы в ЕНУ в весеннем семестре.
— Какие курсы Вы читали для студентов Евразийского Национального университета им. Гумилева?
— В рамках контракта мною были подготовлены и прочитаны курсы для бакалавров и магистрантов «Каменный век Казахстана», «Традиционное мировоззрение народов Центральной Азии», «Археология позднего средневековья Казахстана». Кроме того, очень хорошо прошел методический семинар для докторантов «Презентация результатов исследований в международных системах цитирования». С другой стороны, для меня было небесполезным освоить единую образовательную систему университета на базе platonus, фиксирующую текущее и контрольное состояние каждого студента, проверку домашнего задания, своевременную коррекцию отстающих.
Интересным опытом было проведение 5-й международной предметной Олимпиады по археологии, этнологии и музейному делу, с участием студентов не только из Казахстана, но и России и Белоруссии. Надо отметить, что все наши участники от НГУ стали лауреатами 1-й и 2-й степени, показав высокий уровень представления результатов своих исследований. Горжусь нашими студентами!
— Что дает Вам работа в ЕНУ?
— Моя работа в другом университете — это приобретение очень полезного опыта и как преподавателя университета, и как исследователя. Например, это общение не только с казахстанцами, но и со студентами из Киргизии, Монголии и Китая; погружение в живую и интересную творческую обстановку, которая царит на историческом факультете ЕНУ, участие в методических семинарах и научной конференции «Археолого-этнографические древности степной Евразии в мировом историческом пространстве» с представлением доклада. Особый интерес у наших коллег вызвали наши эксперименты в области 3D моделирования археологических объектов и коллекций, организованные в рамках лаборатории междисциплинарного исследования первобытного искусства Евразии ГИ НГУ.
Удалось познакомиться с результатами уникальных междисциплинарных исследований древних культур Центральной Азии, в том числе знаменитых курганов сакского времени с находками сложных погребальных конструкций, обилия изделий из золота и полудрагоценных камней. Я пережила своего рода «культурный шок», увидеть древние артефакты вживую, а не по публикациям.
— Чем отличаются учащиеся ЕНУ от студентов НГУ?
Студенческие годы — самая лучшая часть жизни каждого человека, и, общаясь с молодежью переживаешь свое прошлое много-много раз. Наверное, это пока и удерживает для работы в университете. Студенты везде одинаковы, слегка бесшабашные, умные, внимательные, любопытные. Казахстанские студенты, особенно магистранты, конечно же, очень отличаются от наших. Чувствуется стремление к обучению, многие из них уже работают в школах; большая часть — люди серьезные и семейные. Но принципиальное отличие от россиян — они большие оптимисты, всегда улыбаются, быстро находят выходы из разнообразных проблемных ситуаций, высока мотивация общей результативности дела и взаимопомощи. У нас многие замкнуты на себе, своих личных достижениях и своих проблемах.
В третьих, конечно же, работы прибавилось всем преподавателям, и мне тоже. С начала апреля я вышла в эфир для ведения курса лекций и для наших студентов Гуманитарного института. Но хотелось бы отметить, что и студенты ЕНУ, и наши студенты НГУ очень аккуратно и практически 100% посещают лекции и семинары, что в обычной жизни было бы чудом.
— Насколько эффективен формат дистанционного обучения для студентов? Как Вам кажется, обоснованы ли предположения о том, что дистанционное обучение в скором времени вытеснит очную форму?
— Не могу сказать, насколько эффективен такой формат для студентов. Сегодня я уже могу поделиться и опытом проведения экзаменов в онлайн, хотя это, с нашей точки зрения, не самый оптимальный вариант контроля качества образования. Дистанционное обучение не может, и не должно, на мой взгляд, заменить живое общение; оно имеет смысл как дополнительная форма, или как кратковременный, вынужденный вариант.