Виктория Александровна Слугина — кандидат исторических наук, заместитель директора Гуманитарного института НГУ по научной работе, научный сотрудник Института истории СО РАН. С позиции выпускницы направления «История», преподавателя и администратора ГИ она рассказала об особенностях обучения на исторических специальностях и о новшествах в образовательных программах ГИ.
— Предполагаю, что самое интересное для студента — это то, куда он направит свои силы после обучения. На направлении подготовки «История» одна из самых увлекательных практик, не правда ли?
— Думаю, да, после первого курса все студенты направления «История» проходят археологическую практику. На выбор предлагается несколько площадок под руководством разных преподавателей. Все студенты распределяются по группам для того, чтобы освоить практику археологических раскопок.
— А как определяют площадки для проведения практик?
— Их предлагают ведущие ученые кафедры археологии и этнографии. У каждого из них, как правило, своя специализация: это может быть палеолит, бронзовый век, средневековье и т.д. Площадки для раскопок также разрабатываются Институтом археологии и этнографии СО РАН, куда и приглашаются студенты. Каждый год набор площадок немного меняется. Студенты могут сами выбирать, на какую базу практики они хотят пойти.
— Все студенты проходят практику в обязательном порядке?
— После первого курса все идут на археологическую, дальше на курсах есть архивная практика и научно-исследовательская. Архивная практика проводится для студентов, которые специализируются на отечественной и зарубежной истории. Её ребята проходят в Государственном архиве Новосибирской области: осваивают методы выполнения поисковых запросов, инвентаризации источников, учатся работать с историческими источниками. С этого учебного года в архивную практику мы планируем внести некоторые новации – использовать ресурсы дигитализированных (оцифрованных) источников РГАДА (Российского государственного архива древних актов, г. Москва). Мы хотим привлечь студентов-историков, специализирующихся на истории России XV–XIX вв., к созданию машиночитаемой базы архивных описей РГАДА. Археологи же расширяют свои практические навыки в работе с материальными объектами. Их практики на протяжении всего периода обучения проходят в формате археологических экспедиций и камеральных работ.
— Каких студентов готовит направление подготовки «История» на различных видах практик? Чему там учат?
— Мы готовим студентов с исследовательской базой. Логика практик и семинарских (практических) занятий построена так, чтобы студент самостоятельно научился работать с материалами. Если мы говорим об археологии, то это работа с материальными объектами, материальной культурой человечества. Студентов обучают корректно проводить все этапы археологического исследования: разведка, раскопка, описание объектов, датировка, зарисовка и даже построение 3-D моделей, написание научного отчета. Студенты, специализирующиеся на отечественной и всеобщей истории, работают с письменными источниками, поэтому для них важна как раз архивная практика. Она дает представление о приемах работы с письменными источниками. За работу с научной литературой, методологией исторического исследования отвечает исследовательская практика. В неё входит широкий пласт компетенций по систематизации, классификации и генерализации научных данных, студенты учатся пользоваться информационно-библиотечными системами, осваивают нормы научной этики. Исследовательскую практику проходят либо на базе кафедр университета (отечественной истории, археологии и этнографии, всеобщей истории), либо с привлечением подразделений Института Истории СО РАН и Института Археологии и этнографии СО РАН.
Мы расширяем исследовательские компетенции студентов, чтобы они понимали, какова сущность исторического источника, что он из себя представляет. А также как проверить его подлинность, как он может быть классифицирован, как он хранится — всё это не только теоретические предметы, но и практические.
— Получается, что Гуманитарный институт уже с первых курсов обучения обеспечивает студентов связями вне университета?
— Конечно. Студенты постоянно общаются с действующими исследователями, имеют возможность участвовать в научных конференциях и конкурсах всероссийского и международного уровня. Университет поддерживает академическую мобильность студентов специальной программой. На конференциях и предзащитах курсовых работ, а также выпускной квалификационной работы студенты непосредственно погружаются в конкурентную научную дискуссию. Тут требуется сформировать свою собственную позицию в области какого-то вопроса, защитить и аргументировать свои тезисы, развить исследовательскую тему. Таким образом, наше историческое образование в Гуманитарном институте выстроено в некую этапность – от первоначальной работы с материалами до получения собственного научного знания, его презентации в широком сообществе. А партнеров у нас даже больше, чем формально можно понять по практикам: это и библиотеки, и архивы, и другие университеты, научные центры. У нас много соглашений с другими университетами, в том числе зарубежными. Сейчас мы создаем большие консорциумы из нескольких институтов-участников на базе научно-образовательных центров.
— А что это за научные центры и какие?
— Есть научный центр «Новая археология», созданный в тесной связи с Институтом археологии и этнографии СО РАН. Туда могут пойти студенты для прохождения специализированных курсов, брать факультативы. У нас есть научно-образовательный центр «Наследие», ключевая тематика которого — сохранение культурного наследия народов Евразии. Мы привлекаем партнеров из Узбекистана, Таджикистана и Казахстана и проводим международные конференции, куда вовлекаем и наших студентов. Деятельность научно-образовательных центров очень разноплановая.
В целом, образовательный процесс позволяет студентам получить очень широкий спектр теоретических знаний и практических навыков. Студенты могут идти по академическому треку, то есть формировать себя как профессиональных ученых. Могут выбрать сферу event-менеджмента: организация мероприятий, выставок, презентаций, научно-популярных конференций, просветительских проектов, а также найти себя в других креативных отраслях. Сегодня наши студенты берут исторический инструментарий и всё это применяют в различных сферах общественной коммуникации.
— Что нового получат студенты на базе направления подготовки «История» в этом году?
— Со второго семестра нового учебного года мы начинаем курс «Основы проектной работы» для студентов 1 курса направления «История», в рамках которого мы будем формировать команды студентов и делать мультимедийные или различные интерактивные проекты по популяризации исторического знания. В планах создание интерактивных выставок, порталов, медиатек по историческим событиям, связанным с историей Сибири.
В целом в Гуманитарном институте стараются адаптировать и обновлять образовательные программы. Суть внедрения проектного метода обучения состоит в том, чтобы переходить от индивидуального обучения, когда каждый студент «сам за себя», к коллективному обучению, когда есть команды. Работа происходит сообща, и каждый вносит свой вклад. Оцениваться будет общий проект и его результативность. Нам кажется, что тем самым мы готовим студентов к групповой работе, потому что трудовая деятельность всегда коллективная, и образование не должно быть индивидуалистическим.
— Насколько я понимаю, для реализации таких интерактивных и мультимедийных проектов должна быть хорошая материально-техническая база?
— Сейчас мы над этим работаем. Летом мы готовим музей, посвящённый истории Сибири и основным этапам освоения Сибири, научному изучению Сибири. С точки зрения материальных вложений, их намного меньше, чем нематериальных, интеллектуальных вложений: придумать концепцию, оформить её… Это стоит намного дороже, чем закупить, например, рамки для фотографий. Поэтому в данном случае мы сделаем ставку на то, что наши материальные вложения — это просто некий стартовый капитал для того, чтобы получить высокий интеллектуальный продукт, который будет интересен не только преподавателям, но прежде всего нашим студентам, чтобы на организации этих выставок они учились, разбирались с форматами визуализации, развлекались и участвовали в таких популяризаторских проектах.
— Кто еще сможет посещать музей?
— Студенты, школьники, их родители, которые проявляют интерес. Создание музея — это не только экспонаты и постоянные экспозиции. Музей в современном мире — это площадка для презентаций, коммуникационное пространство, которое должно обеспечить диалог между наукой и широкой аудиторией. Поэтому мы хотим привлечь к работе над музеем как можно больше людей, особенно студентов, чтобы они тоже предлагали контент, форматы взаимодействия с посетителями музея и т.д.
— Курс «Основы проектной работы» смогут посещать только студенты-историки?
— Конечно, нет. Мы предложим этот курс в качестве факультативного для всех студентов ГИ. Мы понимаем, что у студентов разные образовательные потребности, наклонности, интересы. Несмотря на то, что студент выбирает определённое направление, он может интересоваться другими тематиками, курсами других направлений подготовки. Руководство ГИ старается обеспечить такую индивидуализацию образовательной программы через систему дополнительных элективных модулей, когда преподаватель заявляет свой курс открытым для посещения студентами любого направления института.
— Получается, что при внедрении проектного метода обучения возрастает интенсивность взаимодействия между студентами разных направлений подготовки?
— А как же. Журналисты более продвинуты в медиатехнологиях, создании различных интерактивных проектов, в работе на «Тильде»; филологи умеют грамотно оформлять контент, владеют отличной письменной и устной речью; лингвисты могут переводить и адаптировать тексты для иностранной аудитории. Если сформировать междисциплинарные проектные группы, получится отличная синергия. Это наиболее верный способ найти сотоварищей среди других курсов и направлений, а также сплотить наше институтское гуманитарное сообщество. Ведь на самом деле жестких границ в гуманитарных науках нет. Понятно, что можно переходить из одной сферы в другую. Проектная работа объединит усилия, поможет студентам найти себя во многих интересных сферах.
— Можно сделать вывод, что у направления подготовки «История» наиболее тесная связь с академическими институтами, особенно с Институтом истории СО РАН и Институтом археологии и этнографии СО РАН?
— Да, у нас, наверное, самый большой состав преподающих докторов наук из академических институтов. Большая часть преподавателей — действующие исследователи, которые занимаются наукой и ведут курсы, связанные со своей проблематикой. Это нужно прежде всего для того, чтобы не превратить образование в начитывание неактуального материала. Исследователи, которые выступают на научных конференциях, публикуют статьи и монографии, обладают более подвижной парадигмой мышления, владеют новейшими знаниями. Они знакомы с современными исследователями, современными подходами в преподавании. В этом и есть конкурентное преимущество получения образования именно в исследовательском университете.
— Помогает ли НГУ с дальнейшим трудоустройством? Могут ли выпускники пойти работать в институты для дальнейшего развития научной деятельности?
— Для начала стоит отметить, что порог входа в науку очень высокий. Нельзя сказать, что закончив бакалавриат и магистратуру, всё получится. Это деятельность ответственная. Нужно закончить бакалавриат, магистратуру, поступить в аспирантуру… На всех этапах, конечно, попадаются студенты, которые могут остаться в команде Гуманитарного института в качестве исследователя, преподавателя или административного работника. Уже в ходе обучения в аспирантуре, как правило, профессора предлагают студентам занять какую-нибудь должность в одном из академических институтов СО РАН. Трудоустройство есть в научно-образовательных центрах, где можно разрабатывать научные проекты и участвовать в написании грантовых заявок. Есть возможность участвовать в научно-популярной деятельности. Также мы предлагаем студентам вакансии от наших партнеров – университетов, архивов, музеев, библиотек, органов государственной власти, коммерческих компаний.
Беседовала Елизавета Погодаева