Елена Крагжда (Воронова) — выпускница Факультета журналистики Новосибирского государственного университета 2014 года, после окончания работала специалистом по связям с общественностью в ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина», а затем — сценаристом-фрилансером на Forex club. Недавно Елена совместно с мужем Александром запустила тревел-блог про открытия ученых: на Youtube-канале вышло уже три выпуска. Мы поговорили с Леной и выяснили, как ей пришла идея блога и как происходит работа над его созданием.
— Лена, давно ли твоя жизнь связана с видео?
— Наверное, класса с 9. Я почти случайно попала в студию школьного телевидения в Академгородке, там мы снимали программы для подростков, мне было очень интересно, поэтому я пошла на ФЖ. О других вариантах даже не думала.
— Как пришла идея тревел-блога про открытия ученых?
— Главное — мы не можем долго сидеть дома. Плюс Саша после учебы на Геолого-геофизическом факультете поработал в лаборатории, а потом стал работать как популяризатор науки, и мы решили совмещать приятное с полезным.
Нам просто немного обидно, что во всей информации, которая касается путешествий и поездок, много информации о легендах, мифах и поверьях. Ведь часто она вообще придумывается на ходу. Хотя каждое место на Земле может дать очень много важной информации о нас самих, о том, как устроена наша планета, а также о том, что смогли здесь открыть или узнать ученые.
Мы решили рассказывать о том, что нам действительно важно и интересно. В общем, тут все сошлось, Саша любит популяризацию науки, а я писать сценарии.
— Как тебе дался переход от традиционного видеопродакшна к производству контента для своего ютуб-канала?
— Тут сложно сравнивать, потому что (если не считать выезд на съемки интервью) я часто в работе по ту, другую сторону, пишу сценарии на заказ. Я в теории знаю, сколько усилий нужно приложить, что конкретно нужно для съемки рекламы, для которой я пишу сценарий, но это все же не практика. А сейчас я, наконец, сама вижу и принимаю участие во всем процессе от начала и до конца. Это, я думаю, дает мне теперь больше такого конкретного опыта.
— Конечно, с мужем. Потому что мы не выполняем профессиональные роли для какого-нибудь чужого проекта. А вместе делаем то, что нам обоим важно. Так гораздо свободнее, потому что нет такого, что это не моя проблема, а продюсера или оператора — все задачи и проблемы наши общие, надо их вместе решать.
Мы часто ругаемся, потому что у Саши взгляд более научный, а я пытаюсь сделать так, чтобы было понятно людям. Но и тут свои плюсы, в команде чужих людей ты можешь разозлиться, но ничего не скажешь или как-то замнешь, а здесь можно смело придумать пару новых ругательств в адрес друг друга, а потом смеяться над этим.
— С чего вы начинали, как разрабатывали план первого путешествия?
— Мы решили, что первый выпуск надо просто сделать и все тут. Пока мы будем думать, куда бы поехать и как бы сделать его идеально, мы ни к чему не придем. Мы решили: окей, вот мы живем в Новосибирском области, про нее и надо снять. Но это всегда задачка со звездочкой — найти что-то интересное там, где ты живешь, потому что все кажется обычным и неинтересным. Но пока искали информацию в разных статьях в Интернете, узнали столько, что просто так бы и не узнали никогда про свой дом за 27 лет жизни. А потом набрали аппаратуры у друзей (надеясь, что в этот раз у нас ничего не украдут), составили сценарий и поехали.
— Сколько времени занимает подготовка одного выпуска?
— На все уходит недели 3. Самый долгий этап — это монтаж, наверное, недели полторы-две на него уходит. Мы выбрали для раскрутки канала самый неудобный формат, потому что для того, чтобы алгоритмы Youtube тебя заметили, стали рекомендовать, надо выкладывать чаще, больше активности на канале. А как тут можно сделать такие выпуски чаще? Остается только надеяться на просмотры и подписку друзей и друзей друзей, знакомых друзей друзей и так далее.
— Какой этап сложнее всего? Какой самый интересный?
— Съемки! Сложно успеть все, что задумано, еще погода часто вносит коррективы. На Алтае во время съемок каждые пять минут менялась погода: сначала ливень, через 20 минут солнце сильно жарит, потом опять ливень с молниями.
Ну, и мы же не огромная профессиональная команда, а два человека с парой камер.
И, кстати, сложно конкурировать картинкой, когда ты не профессиональный оператор и без коптера, но это и интересно, потому что нужно придумывать всё время необычные ходы, чтобы смотрелось не скучно. Или, раз нет коптера, бежать на горы и снимать оттуда, чтобы получить хоть какой-то план сверху.
Не считая съемок, я люблю писать сценарий, а Саша — монтировать, в этом плане у нас идеальное разделение.
— Какие дальнейшие планы?
— Доделать третий выпуск, мы каждый раз стараемся сделать лучше, чем предыдущий. Пока это не сложно, раз мы в этом новенькие. А вообще, мы придумали это, пока застряли в Новосибирске из-за коронавируса, потому что должны были переехать жить в Польшу. Так что пока границы закрыты, мы снимаем выпуски по России, а конкретно Сибири. Как только границы откроют, пара выпусков у нас точно будет про Польшу, а там дальше по Европе будем ездить. Я очень мечтаю снять выпуск по местам Марии Склодовской-Кюри.
Главное, чтобы люди на нас подписались и смотрели! А там будет продолжать очень долго, мир-то очень большой и интересный.
— Как образование, полученное на ФЖ, помогает в работе?
Может эта фраза уже и звучит привычно, но это и правда так: научили думать… ну, и искать, систематизировать информацию. Это все сильно помогает, чтобы сложить много разрозненных фактов в единый сценарий, чтобы он смотрелся динамично и привел к какому-то общему выводу в конце. Еще от ФЖ досталась увлеченность процессом. Ощущение, что то, что делаешь, должно интересовать тебя с головой.
— Елена, для чего Вы танцуете в конце каждого выпуска? Это попытка привлечь внимание к какой-то проблеме?
— Да, это очень важная социальная акция! Хочу привлечь людское внимание к тому, что можно и нужно танцевать где угодно и под что угодно, даже если нет пластичности и чувства ритма, как у меня! В общем, главное делать, что хочется.