Гуманитарный институт открывает прием заявок на посещение дополнительных элективных модулей в зимнем семестре 2020/2021 учебного года. Курсы доступны для выбора студентами всех направлений ГИ уровня бакалавриата, начиная со 2 курса; всем обучающимся магистратуры и аспирантуры. При успешном прохождении курса и сдаче итоговой аттестации (зачет), дисциплина будет засчитана в качестве факультативной и отражена в приложении к диплому.
В этом году для посещения открыты:
В ходе этого курса доктор исторических наук, заведующая кафедрой востоковедения Е. Э. Войтишек расскажет о том, как этнология влияет на жизнь современных людей, какие существуют закономерности в развитии этнических групп и почему понимание алгоритмов межэтнического взаимодействия крайне важно в условиях глобализации. Слушатели овладеют практическими навыками применения этнологических подходов и методов через изучение этногенеза и этнической истории народов Восточной Азии (Китая, Кореи и Японии), их материальной и духовной культуры, календарных обычаев, национальных стереотипов и этнической идентичности.
Как представления носителей разных культур друг о друге влияют на межцивилизационный диалог? Этой сложной и актуальной проблеме посвящен курс «История европейских представлений о Востоке», который читает доктор исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории Г. Г. Пиков. В рамках данной дисциплины слушатели познакомятся с историей формирования и трансформации «образа Востока», начиная с Древней Греции и заканчивая Европой ХХ века, а также узнают о значении дихотомии «Восток – Запад» для формирования «западной мысли».
Этот курс предоставляет слушателям возможность по-новому взглянуть на русскую культуру и историю ее развития, проанализировать всем известные исторические события в культурном контексте. Доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Н. С. Гурьянова подробно остановится на таких проблемах, как религиозная основа отечественной культуры на ранних этапах ее формирования, а также влияние культурного фактора на идеологию русского государства на разных этапах его существования.
В лекциях на основе новейших современных концепций дается целостное представление о динамике политических систем России на протяжении всей ее истории. В ходе данного курса доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории, директор ГИ НГУ А. С. Зуев расскажет о ключевых факторах, параметрах, императивах и идеологических компонентах, которые определили появление, становление и развитие социально-политических институтов. Курс охватывает широкую хронологию истории России: от периода Древней Руси — до постсоветского времени.
В последнее время в информационном поле все чаще встречаются упоминания о лингвистической экспертизе как о важнейшем инструменте для выявления правонарушений в речевой коммуникации. В рамках данного курсе Е. Е. Абрамкина познакомит слушателей с основами лингвистической экспертизы, в т. ч. судебной, и ее производства, расскажет о ключевых аспектах анализа текстов разных жанров, подробно остановится на экспертизе оскорбления, клеветы, экстремизма, рекламной коммуникации и пр., проведет практические занятия по отработке усвоенного материала.
Этот курс посвящен истории и современному состоянию индоевропейского сравнительно-исторического языкознания. Кандидат филологических наук, доцент кафедры источниковедения литературы и древних языков И. А. Реморов сделает обзор известных групп индоевропейских языков, как живых, так и существовавших ранее; объяснит принципы возможных вариантов ареального членения индоевропейского языкового континуума; рассмотрит потенциал реконструкции элементов праязыка.
В рамках данного курса слушатели узнают, как появилась человеческая речь, как ее развитие было связано с развитием головного мозга (ответ не столь очевиден, как кажется!), в чем ее отличие от коммуникации животных, каким образом на нее влияют общественные отношения и деятельность человека и – наоборот – как язык определяет наше восприятие реальности и возможности ее познания. Доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой общего и русского языкознания Н. Б. Кошкарева поможет слушателям увидеть феномен человеческой речи с неожиданных сторон.
Этот двухсеместровый курс подойдет для тех, кто с детства мечтал узнать, как звучал язык, на котором говорили греческие герои Илиады и Одиссеи, писали Эсхил и Софокл, слагали стихи Сапфо и Вакхилид. Старший преподаватель кафедры источниковедения литературы и древних языков Т. И. Заворина расскажет слушателям о фонетической, лексической и грамматической системе древнегреческого языка классического периода, а также о его влиянии на формирование и развитие русского языка; научит читать и лингвистически анализировать древнегреческие тексты и откроет происхождение многих привычных нам слов.
Связь между литературой и философией отнюдь не всегда очевидна широкому читателю, а между тем понимание метафизических представлений, стоящих за теми или иными литературными произведениями, способно существенным образом изменить восприятие текста, по-новому посмотреть на его структуру и содержание, глубже постичь замысел автора. Доктор философских наук, профессор кафедры источниковедения литературы и древних языков О. А. Донских расскажет о взаимодействия философии и литературы на материале разных эпох и разных культур, начиная с древневосточной религиозно-философской словесности и различных жанров древнегреческой литературы до произведений английских романтиков и русской поэзии XIX в.
Изучение фонетики, грамматики, лексики иностранного языка несомненно важно для его освоения, но без понимания принципов взаимодействия с носителями этого языка оно часто оказывается практически бесполезным. В такой ситуации хорошим подспорьем как для профессиональной деятельности, так и для личного общения может стать знание ключевых аспектов межкультурной коммуникации. Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой межкультурной коммуникации А. Л. Соломоновская познакомит слушателей с основными понятиями и терминами теории межкультурной коммуникации, сделает краткий обзор истории ее становления и совершенствования, объяснит, как культурные нормы и ценности влияют на процесс общения, затронет проблемы «национального характера», аккультурации и культурного шока.
В контексте данного курса понятие билингвизма (плюрилингвизма) понимается широко, как «использование в ежедневной жизни двух (или больше) языков или диалектов». Около половины населения земного шара – билингвы или плюрилингвы, и это количество все увеличивается в силу как глобализации и миграционных потоков, так и увеличения количества людей, изучающих один или несколько иностранных языков. Это обстоятельство делает изучение билингвизма крайне актуальным. В рамках данного курса доктор филологических наук, доцент кафедры романо-германских языков Мишель Дебренн раскроет понятие билингвизма (плюрилингвизма) с точки зрения социолингвистики и психолингвистики, охарактеризует языковую личность билингва, поделится опытом самонаблюдения за характером и поведением билингва в различных модусах билингвизма.
Старший преподаватель кафедры источниковедения литературы и древних языков Л. В. Буднева расскажет не только об истории античной литературы (от мифологии не по Куну до Апулея), но и о том, как античность повлияла на отечественную культуру и почему ее наследие никогда не потеряет актуальность. Вы не узнаете, что написал Сократ и в чем состоит эдипов комплекс, зато познакомитесь с вегетарианской концепцией Пифагора (!) в изложении Овидия и первыми фантастическим романами эллинистической Греции.
В курсе будет рассказано об истории европейской литературы XVII-XVIII веков — эпохи формирования нового сознания. XVII век с барокко и классицизмом, плутовским романом испанцев и максимами Ларошфуко удивительно созвучен с нашим временем. XVIII век вызовет отклик просветительскими теориями, своим оптимизмом и стремлением все объяснить. И обязательно будут гуигнгнмы!