Ольга Журавель: «Эта конференция показала, насколько важна традиция»

30 октября в Гуманитарном институте Новосибирского государственного университета прошла X Международная научно-практическая конференция «Коммуникативная культура: история и современность».

Ольга Дмитриевна Журавель – д-р филол. наук, руководитель направления «Журналистика», заведующая кафедрой теории и истории журналистики Гуманитарного института НГУ. Ольга Дмитриевна принимает участие в конференции и в ее организации с 2012 года. Она поделилась с нами своим ретроспективным взглядом на конференцию и рассказала о ее значении и дальнейших перспективах.

 – В этом году конференция была юбилейной, она проводилась десятый раз. Расскажите о конференции с ретроспективной точки зрения.

– К сожалению, в самом начале я не была, поэтому не могу сказать, у кого возникла идея проведения. В 2012 году я стала деканом, и мы проводили конференцию тогда во второй раз. 2012 – 2014 годы были, наверное, самые лучшие времена для проведения конференции, потому что у нас был факультет, больше полномочий, и конференция носила ярко выраженный научно-практический характер.

Мы всегда проводили пленарное заседание и круглый стол, и приглашали не только преподавателей и научных сотрудников с научными докладами, но и представителей прессы. Некоторым из приглашенных гостей мы предлагали еще прочитать лекции для студентов или провести мастер-класс. Поэтому у нас традиционно были представители крупных корпораций и известные журналисты. Мы очень дружны с исследователями, преподавателями Высшей Школы Экономики, факультетом медиакоммуникаций. Анна Григоревна Качкаева, Илья Вадимович Кирия, Александр Михайлович Куприянов, тогда еще журналист, сейчас преподаватель, — это наши коллеги, ближайшие друзья, с которыми мы общались не только на секциях, но и за формальными рамками, продумывали новые планы, обсуждали ситуацию и т. д.

У нас всегда было очень живое обсуждение и ситуации в медиа, и того, что происходит в журналистском образовании, – как правило, это две основные линии нашей конференции. Мы параллельно рассматриваем ситуацию в медиа и СМИ, и всегда на пленарном заседании есть доклады, которые освещают важные ключевые тенденции в образовании.

Возвращаясь к истокам, изначально это была чисто журналистская конференция. Журналистская в том понимании, как мы сейчас с вами понимаем журналистику, как широкий спектр профессий. Это и коммуникативистика, и все, что связано с информационным пространством, с медиа. Но когда мы уже стали частью Гуманитарного института, мы предложили руководству и нашим собратьям по институту – лингвистам, историкам – подключиться к нашей конференции и создать свои секции.

Это было воспринято очень позитивно, потому что коммуникации – это про всех. Гуманитарии основывают свои исследовательские работы на каких-то коммуникациях. И главное средство коммуникации – это, прежде всего, язык. Поэтому как без лингвистов, как без языковедов? К нам подключилась межкультурная коммуникация, культурологи и историки.

– В этот раз конференция делилась на три секции, в каждой было много докладов. Можно ли выделить какую-то секцию, в которой всегда докладов преобладающее количество?

– Больше всего докладов традиционно бывает в секции по современности «Массовые коммуникации: теория и практика». Это столь обширная область, что мы в прошлые годы даже выделяли политическую коммуникативистику и научные коммуникации отдельно.

Все-таки современность привлекает наше самое пристальное внимание. И даже специалисты по истории журналистики и публицистики в своих исследованиях, публикациях, научных статьях, и в тематике дипломных работ все больше дают те темы, которые связаны с острой актуальной современностью. Я могу это сказать и о себе: человек, который ранее занимался Древней Русью, все больше и больше с каждым годом занимается современностью. Мне кажется, что это на пике, а видение из глубины веков дает объемное понимание проблем, которые возникают сейчас. Потому что мы продолжаем во многом то, что заложено в нас исторической памятью, и очень важно здесь как раз видение ситуации.

Я отдаю пальму первенства секции «массовые коммуникации» только по многочисленности. По актуальности нельзя выделить какую-то одну секцию, я думаю, они абсолютно равноправные. Могу сказать исходя из отзывов и отчета председателя секции «Языки СМИ, медиатекст и медиадискурс» Ирины Всеволодовны Высоцкой, что и там были очень актуальные и глубоко научные доклады. Бурное обсуждение вызвал доклад Юрия Васильевича Шатина о том, что происходит в постмодернистском пространстве, что происходит с фигурой героя, с героической тематикой. В тезисах можно все подробно прочитать.

Честно говоря, я немножко опасалась, что участников в этом году будет мало, потому что организационные вопросы пришлось решать поздно. Обычно мы уже зимой начинаем рассылать информационные письма, а весной есть примерное представление, как будет проходить конференция. Летом мы напоминаем участникам, осенью всех собираем. А в этом году все было в столь сжатые сроки, поскольку не было определенности относительно того, как будет складываться ситуация в стране в связи с пандемией. И тем не менее именно эта конференция показала, насколько важна традиция в научных связях, в частности, в проведении конференций.

Складывается свое пространство, свой портал, я бы даже сказала. Когда достаточно пригласить людей, написать письмо, позвонить, и люди включаются. На этот раз мы не использовали всех возможностей. Если бы начали организацию пораньше, думаю, что численность наших участников была бы больше. Поэтому я уверена, что мы будем продолжать сотрудничество и продумывать новые форматы в будущем.

На основе лучших докладов участники уже пишут статьи, присылают для публикации в нашем выпуске Вестника НГУ. Работы много, проблем много, потому что все, что сейчас в мире происходит, это касается прежде всего нас – специалистов по медиа, медийщиков, коммуникаторов. Поэтому мы прямо на гребне проблем.

– Каждый год у конференции есть ключевая тематика. Можно ли выделить ключевую тематику именно этого года?

– Как бы мне не хотелось, конечно, не удалось обойтись без обсуждения вопросов пандемии в массмедиа. И так получилось, что среди присланных докладов действительно были с такой тематикой, которые касаются не узкого какого-то фронта проблем, а более масштабного, более обзорного, расширительного. Они как раз касались пандемии и освещения вопросов пандемии в СМИ, причем не только российских, но и зарубежных. Об этом, например, было в докладе Ларисы Юрьевны Щипициной из Архангельска. Были затронуты вопросы достоверности информации, доверия к журналистике и к медиа, проблемы фейков, дипфейков и того, как происходит дезинформация в связи с главным вызовом 2020 года. В докладах Аллы Михайловны Шестериной и Константина Анатольевича Пономарева также звучали вопросы правдивости информации, доверия к информации, фактчекинга. На конференции обсуждались все ключевые методологические вопросы и главные проблемы медиакоммуникаций, с которыми мы сталкиваемся.

 – В конференции принимают участие только преподаватели университетов, аспиранты, а раньше еще была пресса. Получается, что эта конференция закрытая? Студенты не могут принять в ней участие или просто побыть слушателями?

– Слушать конечно же могут, если у них в это время нет занятий, участвовать – нет. Мы освобождаем студентов от занятий во время их молодежной конференции - МНСК. Участие студентов возможно, только если это совместный доклад с научным руководителем. У нас есть такие немногочисленные случаи, когда магистрант выступает совместно с преподавателем. Да, как правило, в конференции принимают участие преподаватели, но могут и представители научно-исследовательских учреждений, академических институтов, пресс-служб.

В этом году как-то так случайно получилось, что преобладают преподаватели. Но обычно у нас всегда есть представители СМИ, они делают свои доклады и участвуют в обсуждении. В прошлом году, например, приезжала Людмила Борщева – руководитель редакции региональных новостей ТАСС. Я думаю, что в следующем году, заранее озаботившись этим, мы опять сделаем представителей прессы обязательными участниками.

– Возвращаясь к обсуждению нового онлайн-формата конференции, как участники справились с ним? Может быть, были отзывы участников, что понравилось и не понравилось в онлайне?

– Технических проблем не возникало ни у кого. Люди уже достаточно хорошо освоились с технологиями, тем более что Zoom достаточно простая и удобная площадка.

У онлайн режима есть свои плюсы и минусы. Главный плюс – в конференции смогли принять участие те, кто приехать бы не смог по разным причинам. А на этой конференции у нас много было иногородних участников, и такого количества гостей (хотя и виртуальных) мы, наверное, не видели никогда. Конечно, не считая близлежащих сибирских городов – Томска, Омска, Кемерова, оттуда к нам всегда приезжает довольно много участников.

Главный минус – люди лишены возможности неформального живого общения, которое не заменит ничто. Конечно, участники могли задавать вопросы, но опять-таки было ограничение по времени. Конференция проходила с 13.00 до 18.00 по новосибирскому времени, чтобы в ней смогли принять участие те, кто находится на других часовых поясах. Обычно же мы начинаем с самого утра и заканчиваем вечером, более того, раньше конференция проводилась на протяжении двух дней. У нас бывают кофе брейки, во время которых происходит очень активное обсуждение, обмен контактами.

Конечно же, мы не думали, что нашу юбилейную конференцию мы будем проводить в таком немножко ужатом онлайн режиме. Но все-таки провели! Информационное письмо мы разослали только в сентябре, мы не знали, как будет проведено начало учебного года, сможем ли мы кого-то пригласить или не сможем пригласить, думали перенести конференцию на следующий год. И поэтому уже поздно было принято окончательное решение, что все-таки будем проводить. Мы договорились с руководством, что будем проводить и форум «Наследие». И коль уж мы проводим форум, то пусть конференция будет под шапкой форума заодно, зачем прерывать традицию?

Любое дело, любой проект – это прежде всего люди. И я безумно благодарна моим коллегам, моим знакомым из разных городов, которые всегда откликаются. Все-таки момент доверия и в журналистике, и в человеческих контактах – это самое главное.

У нас уже есть основной состав постоянных участников, которые нас опять поддержали. На конференции представлены разные города - и Москва, и Петербург, и Воронеж, и Архангельск, и Астрахань, и конечно же, сибирские города, наши давние коллеги из Барнаула, Томска, Омска, Кемерова, Красноярска. Поэтому очень надеюсь, что этот режим не навсегда, что в следующем году мы пригласим уже всех в полном масштабе. Наша конференция имеет хорошие перспективы благодаря тому, что она не узко журналистская. Мы про коммуникации, а это очень широко и глубоко, это даже не только медиа.

Беседовала Мария Гуркина