Разработана на основании:
Сформировать билеты и задачи таким образом, чтобы их можно было выдавать средствами для удалённой работы (например, отправить файл или ссылку на него в личный чат каждому обучающемуся (есть в Zoom), по электронной почте конкретного обучающегося и т.п.).
Выбор билета осуществляется случайным образом. Наиболее простой вариант - с использованием онлайн-генератора случайных чисел. Преподаватель в начале экзамена после идентификации личности обучающегося демонстрирует свой экран, на котором открыт любой из сайтов для генерации случайных чисел (https://randstuff.ru/number/, https://castlots.org/generator-sluchajnyh-chisel/, https://generator-online.com/numbers/, https://calculator888.ru/random-generator и т.п.), вписывает количество билетов в комплекте и в результате получает на экране случайное число, которое и будет являться номером билета для конкретного обучающегося. Преподаватель фиксирует, какой билет получил каждый обучающийся, проговаривает вслух фамилию, имя, отчество и номер билета, затем отправляет каждому обучающемуся экзаменационный билет.
Возможны следующие варианты отправки экзаменационного билета (в порядке убывания предпочтения варианта):
а) файл билета/задачи помещается в личный чат обучающегося (предпочтительнее) или отправляется по электронной почте (рекомендуется использовать электронную почту НГУ: в университетской почте достаточно написать в адресной строке ФИО обучающегося русскими буквами, будет предложен адрес вида “@g.nsu.ru”, выбрать соответствующий ФИО адрес (будьте внимательны, бывают однофамильцы);
b) билеты/задачи размещены на каком-то ресурсе и обучающимся заранее не известны - в чат помещается ссылка на конкретный билет или задачу;
с) билеты/задачи полностью текстовые (без формул) - тогда их можно просто написать в личный чат (copy-paste из заготовленного файла);
d) билеты/задачи размещены на каком-то ресурсе (или были разосланы заранее), и они известны обучающимся заранее - в чат можно написать номер билета/задачи;
e) билеты/задачи есть в каком-то файле, который можно показывать обучающемуся - открыть этот файл и “поделиться экраном” с обучающимся, чтобы он переписал задание.
Размещать документы, которые планируется показывать обучающимся, рекомендуется на гугл-диске, относящемся к университетскому аккаунту экзаменатора: так можно ограничить доступ к этим документам со стороны лиц, не входящих в зону g.nsu.ru, и предоставить персональный доступ. Документы, задания, билеты можно также размещать в Moodle.
a) если после окончания подготовки обучающийся должен сфотографировать и сдать работу по подготовке ответа (или письменную работу), то определиться с форматом и методом передачи: файл, ссылка на гугл-диск, переданные по электронной почте (сообщить обучающимся адрес), в личный чат конференции, LMS Moodle, Google Classroom, https://el.nsu.ru/, «Антиплагиат.вуз» и т.п. Обучающийся может выполнять работу с помощью заранее определённого программного обеспечения на компьютере, с которого он подключен к экзамену, и сдавать работу в виде файла определённого формата;
b) если в процессе сдачи обучающийся что-то должен писать и показывать экзаменатору, то определиться с тем, как именно это делается, например:
- с использованием сервиса idroo (https://idroo.com/ - электронная доска с поддержкой формул, экзаменатор и обучающийся одновременно могут на ней писать) - нужно заранее завести аккаунты на idroo, создать доску, возможно разместить заранее на ней какие-то материалы, предупредить обучающихся;
- с использованием общих документов (гугл-документы, гугл-таблицы и т.п.) - нужно завести заранее эти документы, поместить в них необходимые задания;
- посредством доски сообщений в Zoom;
- обучающийся может сфотографировать лист с ответом на билет, перенести его на устройство, с которого он подключен к Zoom и демонстрировать экран;
- обучающийся может оформлять ответ с помощью программного обеспечения на устройстве, с которого он подключен к Zoom и демонстрировать экран;
- просто показывая лист на камеру - следует учитывать освещенность и разрешение камеры обучающегося.
Для фотографирования письменных заданий использование телефона не будет считаться нарушением процедуры сдачи экзамена.
Должны ли экзаменаторы вести запись всего процесса подготовки и сдачи обучающимся экзамена? Если да, куда это девать?
При проведении экзаменов с использованием дистанционных технологий мы обязаны руководствоваться Приказом Минобрнауки от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями...дистанционных образовательных технологий...". Пункт 6. «При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
...
обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения».
Этот процесс называется прокторинг. Прокторинг можно проводить с помощью специальных программных средств в автоматическом режиме или очно с помощью живого человека. Поэтому, да, запись процесса подготовки и сдачи экзамена вести необходимо, т.к. это является обязательной составной частью прокторинга, обеспечивающего идентификацию личности обучающегося и контроль соблюдения процедуры экзамена. При автоматизированном прокторинге запись осуществляется автоматически (например, при проведении письменного экзамена в LMS Moodle совместно с провайдером прокторинга), если прокторинг проводит человек – запись осуществляется вручную на протяжении всей процедуры подготовки и сдачи экзамена (нажатием соответствующей кнопки для начала и окончания записи).
Запись следует осуществлять на диск компьютера, затем разместить на гугл-диске, относящемся к университетскому аккаунту экзаменатора, передать ссылку на запись лектору и хранить её длительное время, как минимум до окончания всех пересдач (возможно в течение года). Папку с файлами записи именуйте так, чтобы было понято, какой экзамен, какие дни. Видеозаписи могут быть использованы при апелляции.
Важно! Учитывайте возможности выбранной платформы для проведения экзамена. Например, в Zoom можно разделить участников на разные залы, но запись осуществляется преподавателем с ролью «организатор», т.е. запись будет вестись только в том зале, в котором находится «организатор». Для записи работы в других залах необходимо дать соответствующие права другим преподавателям (рекомендуется опробовать эту возможность при тестовом подключении, если ранее не было такого опыта): назначить экзаменаторов соорганизаторами и разрешить им запись видео (раздел «Управление участниками»). Во время экзамена преподаватель не должен покидать сеанс конференции, иначе видеозапись прекратится.
Нет ли запретов на параллельный прием экзаменов в Zoom (сразу у двух обучающихся, скажем - один думает, другой отвечает?)
Не рекомендуется параллельное собеседование по подготовленному ответу на экзаменационный билет сразу с несколькими обучающимися, т.к. все присутствующие слышат беседу и обучающийся, который отвечает, будет мешать обучающемуся, который думает. Обучающемуся даётся время на подготовку к ответу на вопросы билета (40-60 минут), затем с ним проводится собеседование (рекомендуется не более 30 минут), могут быть заданы дополнительные вопросы в пределах времени на собеседование. Не рекомендуется затягивать время собеседования и давать дополнительные задания, требующие длительной подготовки к ответу. Если обучающийся за указанное время не может продемонстрировать результаты обучения, он получает соответствующую оценку. В случае острой необходимости в Zoom можно разделить участников на разные залы и переводить участников между залами, поэтому можно вернуть обучающегося в общий зал для подготовки, а в это время пригласить на собеседование следующего обучающегося.