Обучение по собственным образовательным стандартам и возможность перехода на систему «2+2+2» обсудили в Математическом центре в Академгородке

В последнее время в прессе все больше стали появляться новости о перспективах внедрения системы «2+2+2» при реализации программ высшего образования. Данная концепция предполагает возможность выбирать/менять профиль после второго курса обучения на программах бакалавриата.

Работа в приемной комиссии показывает, что абитуриенты в возрасте 17-18 лет испытывают существенные сложности в определении направления подготовки. Основные вопросы абитуриентов касаются перспектив трудоустройства, процесса обучения, а также того, чем различаются направления между собой. Например, многие абитуриенты при поступлении просто не понимают разницы между направлениями «Прикладная математика и информатика» и «Математика и компьютерные науки», – рассказывает заместитель декана по 1 курсу Сергей Геннадьевич Болгарин. ­

Де факто обучение в бакалавриате по принципу «2+2» на ММФ ведется уже не первый десяток лет. Два единых первых курса обеспечивают базу, необходимую для подготовки исследователей в области математики и ее приложений», – говорит директор Института математики им. С.Л. Соболева, декан ММФ с 1996 до 2011 г., академик РАН Сергей Савостьянович Гончаров.

Для ММФ более подходящей является система, при которой абитуриент поступает не на конкретное направление, а на укрупненную группу направлений (специальностей) или «на факультет», а по окончании второго курса делает выбор будущего направления. На данный момент возможностью перевода между направлениями после второго курса пользуются около 50% студентов Механико-математического факультета.

В четвертом и пятом семестрах студенты ММФ делают основной выбор – выбор кафедры и научного руководителя. Если честно, то этот выбор дается студентам не так легко, как нам хотелось бы: с одной стороны, перед ними открыты все двери, с другой – всегда есть нерешительность и боязнь ошибиться. Статистика последних лет говорит о том, что в срок с данным выбором справляются только две трети всех обучающихся ММФ. Бывают также случаи смены научного руководителя в 6 и 7 семестрах», – комментирует заместитель декана по 4 курсу Маргарита Александровна Рябова.

Отдельный вопрос при переходе на систему «2+2+2» – это соблюдение пререквизитов курсов. Например, для изучения курса теории вероятностей, читаемого в 5 семестре, необходимо углубленное знание математического анализа, которое формируется именно на 1 и 2 курсах.

Меньше месяца назад состоялся переводной экзамен на наш факультет. Студентам, желающим перевестись, были предложены типовые задачи основной программы ММФ. К нашему глубочайшему сожалению, менее половины заявившихся первокурсников справились с предложенной работой, а с работой 2 курса не справился никто. Этот факт, в частности, свидетельствует о высоком уровне необходимых для обучения на ММФ компетенций. Мы опасаемся, что с программой 3 и 4 курса не смогут справиться студенты, ранее не обучавшиеся на нашем факультете», – рассуждает заместитель декана по 2 курсу, член комиссии по проведению переводных экзаменов на ММФ Тимур Кайратович Ыскак.

Безусловно, возможности внедрения новой системы подготовки необходимо тщательно взвешивать. С одной стороны, переход на «2+2+2» позволит институционально оформить исторически сложившуюся на ММФ систему обучения, с другой – он повлечет череду существенных изменений, которая должна происходить осознанно: придется перерабатывать как концепции, так и стандарты. НГУ как топовый исследовательский университет должен при этом самостоятельно устанавливать образовательные стандарты», – комментирует декан ММФ Игорь Владимирович Марчук.