С 22 по 31 августа прошла летняя научная школа по теории вероятностей. Студенты и молодые исследователи из Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга и других городов прослушали курс «Новые статистические методы анализа текстов на естественном языке» от сотрудника Математического Центра в Академгородке д.ф.-м.н. Артема Павловича Ковалевского.
В рамках школы участники познакомились со статистическими тестами, основанными как на простых, так и на довольно сложных понятиях теории вероятностей:
Для лучшего усвоения материала школы студентам было предложено участие в проектах, которые были посвящены вопросу атрибуции (выявления авторства) текста. Например, для одного из проектов был поставлен вопрос: какая реконструкция 10-ой главы Евгения Онегина, Быкова Д. Л. или Чернова А. Ю., наиболее похожа на первые 9 глав, написанных А. С. Пушкиным. Результаты проекта неоднозначны, и исследование будет продолжено вне школы. Другой проект был посвящён проверке гипотезы о том, что каждый автор использует некий набор слов (авторский инвариант) «стабильно» во всех своих произведениях, причём частота появления представителей инварианта меняется от автора к автору. В результате проекта, на примере задачи различения текстов Достоевского и Толстого, был построен статистический тест, использующий инвариант, составленный из частиц и различающий романы авторов в 92% случаев.
По традиции, в течение летней школы были организованы разборы лекций, на которых студенты закрепляли пройденный материал.
Участник школы, Александр Алексеевич Трушин, студент 1-го курса магистратуры ММФ НГУ, поделился своими впечатлениями:
Летняя школа стала для меня отличной возможностью потрогать на практике реальный проект в команде математиков. Будучи незнакомым практически со всеми другими участниками, я смог быстро влиться в коллектив, и к концу школы свободно и с удовольствием общался с командой как о математических проектах, так и об отвлеченных темах. Спасибо за это стоит сказать в первую очередь организаторам летней школы, в частности, Евгению Игоревичу Прокопенко.
Но не нетворкингом единым мероприятие удачное. Лекционный материал и предложенные проекты позволили мне взглянуть на анализ текстов под неожиданным для меня углом. Куратор моего проекта ни разу не оставил меня потерянным, всё время работы я понимал, что и зачем я делаю.
Летняя вероятностная школа оставляет очень приятное послевкусие — не только полученные знания, но и ощущение осмысленно потраченного времени, прокаченную уверенность в себе и желание работать дальше.