В НГУ прошел Международный молодёжный медиафорум. Насыщенная программа включала панельные дискуссии, лекции и мастер-классы, посвященные разным направлениям в медиа. Фотограф-документалист, преподаватель НГУ Антон Уницын провел на форуме мастер-класс по репортажной фотографии. Лауреат многих престижных конкурсов, он рассказал пресс-службе НГУ о себе и своей работе в профессии.
Антон Уницын — выпускник НГУ 2009 года. Фотограф-документалист. Инструктор Нью-Йоркского Института фотографии. Лауреат многих конкурсов. В 2016 году назван лучшим фотографом СНГ, получил награду на крупном международном конкурсе фотографов International Photography Awards (IPA). Отмечен жюри международного конкурса Pictures of the year International в США. Призер международного конкурса фотографий HIPA. Публикуется в «Русском репортере», «Новой газете», журнале «Такие дела». Преподает фотожурналистику в Новосибирском госуниверситете.
— Антон, у вас интересная история. Вы закончили Физический факультет НГУ, учились в аспирантуре, а потом стали фотографом. Вам полученное образование пригодилось? Помогло ли прийти к тому, чем вы сегодня занимаетесь?
— Образование и профессия — это разные вещи. Образование формирует твой образ мышления, умение учиться самому. Я ничуть не жалею, что прошел школу Физического факультета НГУ. Он сформировал во мне все, чем я до сих пор пользуюсь в любой сфере деятельности: системность мышления, способность к анализу, умение добывать информацию и оценивать степень ее правдивости.
Лучший пример этому — я самостоятельно освоил фотографию. Я ведь специально нигде не учился, но смог разобраться во всем. Мастер-классы, которые я впоследствии посещал, уже были связаны с участием в различных конкурсах. Именно университет воспитал во мне умение самостоятельно работать с информацией.
— В детстве я мечтал изобрести что-нибудь, что как-то повлияло бы на жизнь людей вокруг. В школе мне нравилась физика, поэтому я выбрал ее в качестве инструмента для достижения цели. Еще меня интересовала биология, поэтому я пошел на кафедру биомедицинской физики. Моя специальность – физика биологических систем.
— Вам нравилось учиться в НГУ?
— Учиться всегда интересно. Чем сложнее задачу себе ставишь, тем большего достигаешь. Помню, когда мы сдали экзамены по квантовой механике, я почувствовал — теперь способен разобраться в чем угодно.
— Когда в вашей жизни появилась фотография?
— В 2006 году как случайное увлечение. Тогда я еще учился на третьем курсе в университете. Камера у меня появилась, чтобы переснимать пропущенные лекции. Нагрузка у нас была такая, что иногда приходилось ради подготовки к одним занятиям прогуливать другие.
Сперва я снимал все, что видел вокруг. Я совсем ничего не знал о фотографии: никогда у меня не было желания выставить свои работы или кому-то показать. Я делал их исключительно для себя. Однажды друзья показали мои снимки Лидии Николаевне Воробцовой, директору Музея истории НГУ, и она предложила сделать выставку. Для меня это было совершенно неожиданно. Но от предложения я не стал отказываться. Это была моя первая фотовыставка, и она дала свои результаты. Родители подарили мне хороший фотоаппарат, и я начал подходить к фотографии серьезно: перестал снимать в автоматическом «овощном» режиме, стал разбираться в технике.
Другим важным результатом была книга отзывов. Среди них оказались несколько негативных, по-видимому, от других фотографов. В них говорилось, что снимки самые обычные. Эти отзывы сыграли мотивирующую роль. Я перестал воспринимать свое увлечение как данность, стал вкладывать в фотографию силы, средства, время. Постепенно все изменилось. В какой-то момент я понял, что не буду связывать с наукой свою дальнейшую деятельность, и в 2011 году окончательно сделал выбор в пользу фотографии.
— Недавно вышла статья в «Новой газете» с вашими фотографиями о жизни одной из деревень в Новосибирской области. Часто снимаете фоторепортажи для СМИ?
— Не редко, но рынок репортажной фотографии очень мал и не может поддерживать большое количество фотографов. В массе своей сегодня важен сам факт, и не важно, на что он был снят. В СМИ постоянно появляются фотографии с мобильных телефонов или видеорегистраторов.
Существует еще рынок коммерческой фотографии, но он очень узкий, и на него сложно выйти. Это коммерческие репортажи, мероприятия больших компаний. Так я работал для Газпрома, Сбербанка, Microsoft, Google, P&G. Недавно вернулся из Хорватии, где снимал парусную регату.
— Вы много работаете с благотворительными фондами.
— Последнее, что я из этой области снимал, — Новокузнецкий детский хоспис для статьи московского портала «Такие дела». Они организовывали сбор средств на машину выездной паллиативной службы. Корреспондент написала статью, а я снял историю про хоспис. В итоге портал собрал за 4 дня 3 млн 600 тыс. рублей на машину. А я продолжил съемку уже по личной инициативе, и в итоге это вылилось в проект «Добрые люди». Меня «зацепили» люди, которые работают в хосписе, и я снял о них отдельный проект. Сейчас мы ведем переговоры с благотворительным фондом «Вера» о его дальнейшей судьбе.
Мне кажется, в определенный момент все мы обнаруживаем в себе желание помогать. Все мы начинаем с удовольствия от желания получать, а однажды понимаем, что есть еще одно удовольствие — отдавать.
— У вас на Медиафоруме было два мастер-класса для очень разношерстной аудитории. Что самое главное вы им хотели рассказать?
— На Медиафоруме я рассказывал про фотожурналистику как язык визуальной коммуникации. Это очень интересная тема, мало кто смотрит с этой позиции на фотографию. Обычно мы не думаем, что с ее помощью можно разговаривать, вкладывать мысли, идеи. Как правило, мы смотрим на фото как на плоский свершившийся факт. Если проводить параллели с другими видами искусства, живописью или кинематографом, там мы склонны искать в них некий авторский замысел. У нас нет опыта случайно слепить скульптуру, а уж тем более случайно снять фильм. Однако у всех есть опыт бездумного случайного фотографирования. Именно поэтому многие не склонны искать в фотографии смысл.
Впрочем, это такой этап развития вширь, в массы. Но рано или поздно количество всегда переходит в качество. Сегодня количество тех, кто увлекается фотографией, больше, чем когда-либо. Однако этим людям очень скоро наскучит снимать про «красиво». Они задумаются, а что еще можно снять? И неизбежно придут к тому, что фотографию можно использовать, чтобы доносить свои мысли и идеи. А придя к этому, начнут искать мысли и идеи в творчестве других людей.
— Вы с таким удовольствием рассказываете о своих взглядах на фотографию. Знаю, что читаете курс для студентов-журналистов НГУ. Думаю, вам нравится преподавание.
— Я преподаю, потому что мне интересно общаться с людьми. Я учу их предмету, а они меня учат тому, какая сейчас жизнь и какие формируются тренды в другом поколении.
На отделении «Журналистика» Гуманитарного института НГУ студенты сразу выбирают себе специализацию: «печать», «радио» или «телевидение». На мои занятия могут ходить все желающие, но они обязательны для «печатников». Это обосновано. Как правило, их в большинстве изданий заставляют параллельно с основной работой делать и фотографии.
В первом семестре я читаю «Технические основы фотографии». Это такой курс молодого бойца, где я учу студентов обращаться с фототехникой, ввожу терминологию. Во втором семестре я читаю курс «Фотожурналистика». Он посвящен использованию фотографий как языка визуальной коммуникации, когда стоит вопрос не «как снять», а «что снять и зачем?». У нашего курса есть своя группа Вконтакте, которая так и называется «Курс фотожурналистики в НГУ». По результатам курса всегда делаются творческие проекты, которые мы выкладываем на этой странице. Скажу, что каждый год мне есть чему порадоваться.
Документы на отделение «Журналистика» ГИ НГУ можно подать до 7 июля. Подробности можно узнать на сайте в разделе для абитуриентов.