Журнал «ON здесь» – это 48 страниц с историями инклюзивных мастерских, центров и людей из Новосибирска, Бердска, Томска и Кемерова. Идея проекта в том, чтобы попытаться развеять стигму вокруг темы инвалидности и людей с особыми потребностями и показать необходимость принимать людей с особенностями, поскольку каждый член общества значим. В этом материале – история целеустремленной девушки Алины Кравченко, студентки 3 курса Гуманитарного института Новосибирского государственного университета и главного редактора журнала, которая через тексты делает все, чтобы невидимое стали значимым, а сила слова становилась силой людей.
Алина начала писать еще в школе. Сначала это было коллективное семейное творчество, нашедшее выражение в литературных сочинениях. Затем – работа в пресс-центре с обозрением школьных событий и первыми интервью. Уже в университете девушка определилась с тем, что будет пишущим журналистом, и подключилась к студенческим СМИ: стала писать рецензии, беседовать с интересными людьми и освещать социально значимые события города, в том числе мероприятия, связанные с инклюзией.
— С первого курса мне захотелось попробовать еще больше. Журналистика в НГУ дает массу возможностей: есть радио, ТВ, еще что-то. Я подумала: «Я пока ничего не умею, поэтому попробую все». К концу первого курса поняла, что это все не мое. Мое – писать. Я поняла, что буду именно пишущим журналистом. Сейчас, может, это не актуально, но с каждым разом я понимаю, что выбрала правильную дорогу. У нас есть портал «Место встречи. Сибирь», и я могу писать статьи там, потому что у нас свобода выбора тем. Но мне хочется говорить о волнующих вещах с физическим выражением: журнал можно оставить в больнице, детском саду, — рассказывает студентка.
Маленькая Алина и ее мама готовятся к переезду в Новосибирск. Фото из личного архива студентки.
«Надо писать так, чтобы помогать людям»
На первом курсе девушка, пока писала курсовую по российскому фандрайзинговому благотворительному фонду «Русфонд», ознакомилась с разными текстами, которые построили ее образ в журналистике: «Надо писать так, чтобы помогать людям». И третьекурсница захотела сделать что-то такое, чтобы как-то изменить представление общества о людях с инвалидностью и без нее.
— Прошлым летом придумала идею издания об инклюзивных мастерских, центрах и людях, продвигающих инклюзию в Сибири. Полгода встреч, интервью, редактуры, и в мае дрожащими руками я листала журнал, еще пахнущий принтерной краской. Хотелось рассказать о каждом, кто создает среду и стирает границы. О канистерапевтах, которые занятиями с обученными собаками помогают социализировать ребят с особыми потребностями. О преподавателе и артистах театра жестового пения. Родителях и тренерах следж-хоккеистов. Кураторах инклюзивной студии и актерах спектаклей для людей с инвалидностью. Модельерах, дефектологах и всех, в ком это откликается, — рассказала студентка.
Как утверждает Алина, искать темы не было необходимости: герои, события и поводы приходили сами от окружающих людей и пространства, а вместе с ними возникали силы и вдохновение создавать журнал.
— Я сходила один раз на спектакль студии «Инклюзион», посмотрела «UNреальность». Поняла, что это – то, про что я могу писать. Я погрузилась с головой, мне очень было интересно изучать, общаться с людьми, которые работают в студии. Поговорила с режиссером Ольгой Стволовой и потом еще год жила с мыслью, что мне очень интересно говорить об этом. Было приятно общаться с Еленой и Владимиром Кузнецовыми – семьей, создавшей театр «Пилигримы», который реализовал спектакль с закрытыми глазами «Невидимый слон». Помню, как я вышла после спектакля и разговора с Еленой, и мне хотелось летать, плыть, делать что-то, чтобы все узнали, какие это удивительные люди и как они грамотно, аккуратно и чутко работают с темами, которые им были не близки. И это не про боль и страдания, а про силу и вдохновение, о которых можно и нужно рассказывать, — делится Алина.
На занятии по канистерапии в проекте «Доктор пес». Фото из личного архива студентки.
Создание журнала – занятие трудоемкое и требующее умения смотреть на издание и в общем, и в деталях. Для подготовки одного выпуска нужна целая команда иллюстраторов, верстальщиков, журналистов, корректоров, фотографов и других специалистов, каждый из которых вносит значимый вклад в страницы журнала. На первом этапе Алина старалась собрать команду из своих однокурсников. Однако в процессе подготовки материала география команды неожиданно расширилась, и проект привлек мастеров со стороны.
— Я несколько раз останавливалась перед тем, как взяться за журнал, потому что, когда я рассказала о теме, я пыталась набрать команду, но все ребята уже распределились по другим проектам в рамках учебного курса. Я набралась смелости и начала искать конкретных людей. Так, на каком-то мастер-классе я познакомилась с иллюстратором не из нашего университета, и она откликнулась на мое предложение присоединиться к проекту. Захотела сделать аудиоверсию журнала, поэтому обратилась к старшему курсу, где есть специализация «Радио», к преподавателям, которые ведут радийные специальности. И мы нашлись с Олесей Раткевич. Она согласилась мне помочь, и это тоже была новая волна вдохновения и поддержки, — рассказала студентка.
QR-код, ведущий на аудиоверсию журнала. Диктор — Олеся Раткевич.
Не менее важно для любого издания не только быть напечатанным, но и завоевать сердца читателей, которых еще необходимо найти. Для этих целей в дополнение к печатной версии создаются сайты, страницы в социальных сетях, а сам журнал распространяется по точкам города. Третьекурсница сделала все, чтобы дать сибирякам знать о своем журнале, который был напечатан в мае 2021 года.
— Я оставила несколько физических экземпляров на Этаже, в «Инклюзионе», в центре «Тут поймут». Мне многие советовали, в том числе те, кто профессионально занимаются инклюзией и пишут о ней, что надо продвигать проект, делать соцсети. У меня был порыв сделать страницу в Инстаграм, чтобы анонсировать какие-то выпуски текстов. Но меня хватило только на то, чтобы сделать только «шапку», потому что все ресурсы ушли на создание журнала. Конечно, очень хотелось это сделать, хотелось говорить. Но мне оказалось очень сложно пиарить в социальных сетях. Ни пиар, ни самопиар у меня не развиты, — признается девушка.
Но Алина не сдалась и использовала еще одну возможность – заявить о своем проекте через профессиональное сообщество. Девушка отправляла и целый журнал, и отдельные материалы на конкурсы журналистского мастерства, чтобы услышать мнение жюри, послушать вебинары или лектории о продвижении проектов, узнать о площадках, на которых можно оставить журнал. Как итог, «ON здесь» стал победителем на Всероссийском молодежном фестивале журналистики TIME CODE в Екатеринбурге, материал о канистерапии «Доктор, а почему у вас такие большие уши и хвост?» завоевал внимание жюри в категории «Материал печатного/интернет-СМИ» номинации «ПРОба пера» конкурса «Сибирь.ПРО», а текст о спектакле театра «Пилигримы» стал финалистом международной премии «МЫВМЕСТЕ».
Опытом продвижения проекта студентка не очень довольна, поскольку, хотя оценка профессионального сообщества оказалась высокой, цель участия в конкурсах и ведения страниц в соцсетях – привлечь читателей, которые будут давать отклик, искать ответы на значимые вопросы, – не была выполнена.
Победители номинации «ПРОба пера»: Алина Кравченко, Марк Табачков, Андрей Иванов и Валерия Маркеева. Фото организаторов конкурса «Сибирь.ПРО».
Сегодня главный редактор «ON здесь» задумывается о будущем издания. Возможно, девушка продолжит печатать журнал с совершенно новым визуалом и версткой, возможно, создаст самостоятельное СМИ об инклюзии. Сейчас девушка взяла небольшой перерыв, чтобы восстановить силы и пересмотреть подход к подготовке материалов.
— Я бы хотела продолжить продвигать тему инклюзии, но пока не знаю, в какой форме. Может, это будет какой-то социальный проект для города, чтобы отвязаться от студенческой инициативы, прийти и сказать: «У нас очень много инклюзивных проектов, давайте мы о них расскажем». Мне хочется продолжать, хочется сделать его реально значимым, чтобы он был кому-то важен, чтобы через него можно было ответить для себя на какие-то вопросы. Было очень приятно слышать, что журнал получился читабельным и интересным с профессиональной точки зрения, что он заинтересовал людей, которые не думали об инклюзии. Сейчас, когда учебная дисциплина закончилась и команды проекта нет, я набираюсь сил, опыта и отвечаю для себя на главный вопрос: «А нужен ли он кому-то?». Но в глубине души я знаю, что все это было сделано не зря, — резюмирует Алина.
Первый выпуск журнала «ON здесь» доступен по ссылке. По замыслу студентки второе издание будет направлено на детскую аудитории, и на страницах номера будут опубликованы истории об инклюзии для младших школьников и их родителей.