Междисциплинарный центр прикладного анализа поведения (МЦПАП) был создан на базе факультета психологии НГУ в 2014 году силами сотрудников университета и инициативной группы родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) для психологической поддержки семей и коррекции поведения детей с раннего возраста. После того, как некоторые дети, наблюдавшиеся в центре, стали подрастать, возникла потребность в их интеграции в школьной среде. В результате в 2017 году по инициативе родителей в рамках проекта «Центр поддержки родительских инициатив в инклюзивном образовании детей с РАС и другими ментальными нарушениями «Ресурсный класс. Регионы» был создан один из первых в России ресурсных классов в гимназии «Горностай», а МЦПАП продолжает поддерживать детей и их родителей.
— Эффективного медикаментозного лечения аутизма, подтвержденного научными исследованиями, в настоящее время нет. Существенного устойчивого прогресса в состоянии детей с РАС удается достичь при правильном применении специальных коррекционных технологий, получивших название поведенческих вмешательств. Созданный нами МЦПАП ведет продолжительную работу с детьми, начиная с полутора лет (есть случаи работы с детьми в возрасте 1 года), а затем они направляются в ресурсные классы, созданные в нескольких школах с нашей помощью. В этих классах работа продолжается с помощью тьюторов и учителей, прошедших дополнительную подготовку, а мы имеем возможность сопровождать этих детей, наблюдая за их дальнейшим развитием, — прокомментировала директор центра, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии личности ИМПЗ НГУ Ольга Первушина.
Ресурсный класс (РК) – это эффективная модель инклюзивного образования для детей, которая позволяет ученикам получать необходимый объем учебной и социальной нагрузки. Пока одни дети учатся в регулярном классе, другие часть времени (или весь учебный день) проводят в специальном помещении для индивидуальных уроков и занятий в малых группах. Такая модель позволяет каждому ребенку учиться и осваивать знания и навыки общения в комфортном для него темпе.
Исследования, проведенные в ресурсных классах, показывают, что при разных уровнях функциональности важнейшим условием продвижения ребенка является установление контакта с ним и попытки понять, что стоит за его поведенческими проявлениями. Для этого и родители, и тьюторы должны быть достаточно квалифицированы и погружены в методики работы с детьми с РАС. Научный сотрудник центра, старший преподаватель Факультета естественных наук НГУ Анна Трубицына разработала курс обучения основам прикладного анализа поведения для подготовки педагогов школ и дошкольных учреждений к созданию ресурсных классов и групп для детей с РАС и работе в этих классах и группах. Программа обучающего курса, включающая теоретическую часть и стажировку, впервые реализована на базе РК ОЦ «Горностай».
— Помощь научных сотрудников и Новосибирского госуниверситета очень важна, потому что педагогический процесс при работе с детьми с аутизмом и в целом проблема аутизма – вопросы очень наукоемкие. Они опираются на последние достижения в психологической и в педагогической науке в том числе. Так что неудивительно, что специалисты из НГУ играют ключевую роль. Наше сотрудничество имеет огромное значение для будущего детей с аутизмом. Причем не только тех, которые учатся в гимназии «Горностай», но и вообще всех детей с аутизмом в России, — дополнил кандидат физико-математических наук, заместитель директора Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН, член правления Ассоциации «Аутизм – Регионы» и папа ребенка с РАС Саши Евгений Бондарь.
Если кураторы и супервизоры создают образовательную программу для детей, то тьюторы – это специалисты, которые помогают ее освоить и успешно интегрироваться в социум. Чаще всего такая ответственная миссия возлагается на людей с профильным образованием, знающих основы психологии и педагогики. Студенты направления «Психология» ИМПЗ НГУ имеют возможность проходить практику в междисциплинарном центре и ресурсных классах, чтобы освоить навыки, необходимые для поведенческих вмешательств.
После выпуска некоторые психологи активно включаются в работу центра и ресурсных классов. Так, выпускницы ИМПЗ НГУ Алина Губина, Евгения Чингова, Мария Пивоварова, Полина Лысенко, Дарья Бянкина и Татьяна Курбатова выполняют роль тьютора для детей из ресурсного класса в гимназии «Горностай», Менги Камаа курирует этот класс, а Ксения Яковенко и Анастасия Теедемаа работают в МЦПАП. К слову, в центре набирается опыта и осваивает методики работы с детьми с РАС и студентка 4 курса ИМПЗ НГУ Дарья Гилева.
Сегодня центр делится своей методической и научной экспертизой с ресурсными классами образовательных организаций Новосибирска, Екатеринбурга, Воронежа, Кемерово, Ямала, Киргизии, Хабаровска, Абакана, Благовещенска и других городов, поддерживается АНО «Атмосфера», Фондом «Выход», Ассоциацией «Аутизм – Регионы», финансируется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Родительское сообщество Советского района выражает огромную благодарность сотрудникам Новосибирского государственного университета, руководству и лично ректору НГУ, академику РАН Михаилу Федоруку, который 9 лет назад поддержал инициативу и до сих пор продолжает поддерживать эту очень важную деятельность.