Новогодние праздники — традиционно трудное время для студентов. Ведь позади зачетная неделя, а впереди — череда экзаменов, на подготовку к которым нужно время. Для тех, кто считает, что учеба — это сплошная череда препятствий, студенты НГУ из разных уголков мира рассказали о том, как побороть страх перед экзаменами, как сдать сессию на «отлично» и почему учеба в университете — это далеко не самое сложное занятие.
Аким Герейро, Португалия, ЭФ
— До того, как я поступил в НГУ, я учился в Высшей школе Франции, а потом в университете Вирджинии.
Две самых моих любимых лекции в НГУ оказались и самыми трудными: это были математические дисциплины, где нужно решать задачи со многими неизвестными.
У меня есть очень простой метод подготовки к экзаменам, которым я буду рад поделиться со студентами: я выключаю свой телефон, убираю его куда-нибудь в шкаф. Затем разрабатываю строгий график с конкретными сроками (очень часто это само по себе является сложной задачей и занимает половину дня). В рамках этого графика я, конечно, позволяю себе завтрак, ланч и ужин, сопровождаемый забавными сериалами, чтобы отдышаться немного. И обязательно я позволяю себе прогулку по Академгородку, чтобы вдохнуть свежий снежный воздух.
Французской образовательной системе, по которой я учился с 6-го класса, присуща особая структура. Мы начинаем 1-й курс школы после детского сада (как и в большинстве стран), а заканчиваем начальную школу в конце 5-го класса. Затем мы поступаем в среднюю школу. Забавная особенность французской системы заключается в том, что после 6-го класса идет не 7-й класс, а 5-й. И мы начинаем обратный отсчет. Получается, заканчиваем школу в 1-м классе. Люди обычно удивляются, когда узнают, что за год до университета я был по факту первоклассником, хотя мне было 18 лет, как и всем выпускникам.
Вообще я не имею особых суеверий относительно экзаменов, однако всегда ношу с собой талисманы «на удачу»: на протяжении многих лет это были два маленьких динозавра. А сейчас — повязка на руку. Я считаю, что очень важно брать на экзамен «счастливую вещь», потому что искренняя вера в ее магическое действие делает нас сильнее.
Манассия Шола, Нигерия, Институт медицины и психологии
— Меня зовут Манассия Шола Эммануэль, но обычно мое имя сокращают до EmJay. По большому счету, я не встречал предмета, который был бы действительно очень трудным. Просто стресс и задания в большом количестве делают свое дело и создают иллюзию «трудной дисциплины».
Нигерийская образовательная система аналогична Британской (несмотря на то, что страна получила независимость). Большинство людей у нас оканчивают Третичный Институт — вуз в классическом понимании. Выпускники обычно молодые люди в возрасте 21–26 лет, в зависимости от курса, который они выбирают. Единственная вещь, которую я знаю об экзаменах, состоит в том, что те, кто умен, даже без подготовки могут сдать любой экзамен. Сам же я параллельно с учебой всегда занимаюсь тем, что доставляет удовольствие: пою, играю в футбол, знакомлюсь с новыми людьми. Как гласит моя любимая пословица — «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ею жить».
Ражниш Сингх, Индия, ФФ
— Прежде чем приехать в Россию, я думал, что будет очень трудно подстроиться под местную систему образования. Но был приятно удивлен.
Мои любимые лекции здесь — физика элементарных частиц и космология, потому что профессора, которые читают их, объясняли сложные вещи в мельчайших подробностях. Я обычно задавал много вопросов, на которые они всегда отвечали и помогали понять тему.
В моей стране родители обычно отдают своих детей в школу в возрасте 3 лет. Частные школы при этом предпочтительнее, чем государственные. Получается, в 15 лет дети заканчивают школу и могут выбрать государственный или национальный университет по итогам выпускных оценок. При этом они, конечно, сдают вступительные экзамены.
Экзамены в Индии проходят по такому образцу: вам дается 3 часа и 20–25 вопросов, которые могут быть из любой главы учебника. То есть перед экзаменом вам необходимо выучить наизусть практически всю книгу. Если вы пропустили несколько глав — остается только на Бога надеяться.
Бао Вонг, Вьетнам, ММФ, аспирант
— В НГУ для студентов доступна практически любая информация. Было бы желание. Думаю, учиться трудно тем, кто не хочет бороться с трудностями и препятствиями. Мне, собственно, сначала тоже очень трудно было, потому что ничего не знал, новый студент. Сейчас уже привык. Самое трудное — это дисциплинировать себя.
Из предметов я люблю алгебру, функциональный анализ, геометрию, вообще люблю все, только не способен все изучать. Самый любимый предмет, наверное, — история культуры у Марии Александровны, потрясающий преподаватель.
Секрета подготовки к экзаменам у меня нет, я обычный студент, просто упорно готовлюсь и все.
Думаю, что у каждого есть свой комфортный способ учиться и избавиться от страха перед экзаменом. Хотя, наверное, до конца от волнения избавиться не удается никому. На образовательную систему во Вьетнаме повлияли две страны, на мой взгляд. Первая — Франция (Вьетнам был колонией Франции примерно 150 лет, с начала XIX века до середины XX). Современная система образования во Вьетнаме была создана во времена французской колонизации. Вторая – Россия. После войны Вьетнам вошел в ряд социалистических республик, все механизмы управления построены по принципу советских. У нас и сейчас есть пионеры, которые поют гимн под флагом по понедельникам! Это очень весело. В школе у нас 12 классов. Дети начинают учиться в 6 лет. По сравнению с Россией, у нас все более строго и менее гибко. Наверное, в этом плане школьное образование ближе к французскому. Высшее образование во Вьетнаме, на мой взгляд, практически идентично русскому. Это связано с тем, что научная школа во Вьетнаме создана при поддержке СССР.
Жанат Эркинбекова, Кыргызстан, ЭФ, аспирантка
— Меня зовут Жанат, но я уже свыклась с тем, что здесь меня называют Жанна, Жаннет. Я являюсь представителем Кыргызстана (это не Казахстан и не Курдистан). Кыргызстан – маленькая Швейцария, так как у нас очень много гор. Учусь я на ЭФ, 1 курс аспирантуры по направлению экономика природопользования. Ранее училась в магистратуре НГУ ЭФ по направлению управление международными проектами.
Учёба в НГУ не столь сложная, как мне говорили. Может быть, потому что я привыкла так учиться? Не знаю. Для меня самым тяжёлым предметом есть и остаётся философия. Моя мама говорит, что это самый лёгкий и интересный предмет, но я с ней не согласна. С любимыми предметами сейчас трудно определиться, так как сейчас у нас всего 3 предмета. Если бы вы задали этот вопрос, когда я училась в магистратуре, я бы ответила, что их очень много, но больше всего я люблю сравнительный и международный менеджмент. Мне нравится наблюдать и изучать поведение людей из разных стран. Для меня самый волнительный момент в учёбе — это экзамены и зачёты. Перед сессией я запасаюсь разными вкусняшками и кофе. Говорят, что перед экзаменами нельзя мыть голову — я мою свою голову перед подготовкой и только потом сажусь за учебники. На экзамен новую одежду также не надеваю, у меня на этот случай есть отдельная одежда, которая, по моему мнению, приносит мне удачу. Как и все студенты, пишу шпаргалки, не знаю, зачем я это делаю, ведь всё равно я ими не пользуюсь. Не умею я ими пользоваться, сразу над головой как будто сирена начинает мигать и кричать «опасность, опасность». Мне кажется, когда я записываю, у меня в голове всё это остаётся. Вот такие вот секреты.
Образовательная система в нашей стране схожа с российской. Школу обычно заканчивают в 18 лет, при условии, что нет экстерна в школе. Всё зависит от выбранного университета и от уровня коррупции в университете. Например, я окончила всего лишь 9 классов, поступила в Бишкекский финансово- экономический техникум, в то время его выпускники очень ценились среди работодателей. Это были 3 года самой сложной учёбы в моей жизни. И, конечно, были свои правила: двери закрывались ровно в 8 утра, обязательно офисный стиль одежды, три не закрытые «двойки» – отчисление, справки принимались только со студенческой поликлиники, и каждая справка проверялась. После окончания я поступила в университет, где все было не так строго. Поступив в НГУ, была удивлена количеством проводимых мероприятий и качеством проведения занятий.