Наука может быть разной: кейс ученой-физика Марии Мироновой

Мария Миронова окончила бакалавриат в Омске и приехала поступать в Новосибирский государственный университет, чтобы продолжить свой путь в науке. Летом 2022 года девушка окончила магистратуру и осталась работать в Лаборатории функциональной диагностики низкоразмерных структур для наноэлектроники (ФДНС) Аналитического и технологического исследовательского центра «Высокие технологии и наноструктурированные материалы» Физического факультета НГУ (АТИЦ ФФ НГУ) в качестве младшего научного сотрудника. Вчерашняя студентка и сегодняшняя исследовательница рассказала о своем уникальном опыте в науке, который развенчивает мифы и типичные представления об исследовательской карьере в НГУ. 

Фундаментальная наука – не только для гениев

Чаще всего из новостей мы узнаем об историях исключительных ученых, которые совершили невероятное открытие, сделали полезный для всего человечества прибор, нашли лекарство от страшной болезни, завоевали международные награды. Но ученые, которые создают науку, – это не только гении, с детства модернизирующие мир вокруг себя, считает Мария. В науке есть место для ребят, которые хотят заниматься рутинными задачами и не сверкать на научных конференциях с докладами. 

У кого-то к окончанию магистратуры много научных статей, есть патенты. Есть ребята, которым хочется выступать, ездить на конференции. Это особенные, талантливые люди, которые делают громкие мировые научные открытия. В основном же наука – это про рядовых ученых, которые по факту занимаются все той же рутиной: делают измерения, пишут полезные для сообщества научные статьи, пусть и не о «мега-открытиях». И без нее – рутины – никак, тем более когда речь идет о наращивании собственных знаний и мощностей страны. Это важно и нужно.

Нет ничего ужасного в том, что ты сломя голову не производишь 300 открытий, не пишешь 500 статей в год. Нужно заниматься тем, что тебе самому приятно. Если тебе приятно заниматься рутиной – прекрасно! Я, например, работаю в лаборатории за микроскопом, выполняя ежедневные задачи, и мне все нравится, потому что это стабильность и спокойствие, любимое дело, которое приносит доход и не зажимает меня в рамки вечной гонки. Даже не делая серьезные масштабные открытия, можно приносить пользу как минимум своему городу. А повысить квалификацию, получить степень, набраться опыта у других коллег из моей или другой сферы я всегда успею – возможностей сейчас достаточно, — поделилась опытом девушка.

008.jpg

Перерыв может быть полезен не только после выпуска из школы

Среди выпускников зарубежных школ популярно такое явление, как gap year, или годовой перерыв. В это время молодые люди ищут себя, устраиваясь на разные работы, путешествуя или просто отдыхая и восстанавливаясь после многолетней непрерывной учебы. А по прошествии года выпускники делают свой выбор в пользу той или иной траектории развития и, скажем, поступают в университет или продолжают работать. 

Окончив магистратуру в НГУ, Мария приняла решение сделать годовой перерыв и не поступать сразу же в аспирантуру. Это время понадобится девушке, чтобы поработать в реальной науке и нащупать то направление в ее области, которое окажется ближе к сердцу.

Я решила год просто поработать и передохнуть. Пары-зачеты-сессии – от образовательной системы после стольких лет непрерывной учебы действительно просто устаешь. Поработаю, заодно точно определюсь, в какую сферу я хочу углубляться. А в следующем году буду поступать в аспирантуру. В НГУ или подходящий профильный институт – еще думаю, — объяснила физик.

Наука создается не только в институтах, но и в университетах

Мария поделилась, что в период учебы нередко сталкивалась с тем, что ее одногруппники быстро выгорали и переставали видеть себя в профессии и в науке в частности. Причины тому были разные, начиная от накопленной усталости и последствий экстренного выбора «на всю жизнь», о котором окружающие начинают говорить со старших классов школы, и заканчивая недовольством устаревшей инфраструктурой вуза. Например, из-за недостаточной оснащенности вуза оборудованием Мария в бакалавриате не смогла получить практические навыки работы с ним. Но это не повлияло на мотивацию девушки углубиться в науку. 

Конечно, после красивых фильмов и лекций о космосе, черных дырах, строении атомов немного приземляешься, когда в университете проходят первые лабораторные работы на старом советском оборудовании. Например, у нас был только один дифрактометр на весь университет, и по понятным причинам студентов к нему не допускали. Мой научный руководитель в бакалавриате сам собрал данные на оборудовании, а я их потом обрабатывала и анализировала, пока писала диплом.

Да, особенных навыков для работы с оборудованием тогда не получила, но и в науке не разочаровалась. Мир не делится на белое и черное – он зачастую разных оттенков. Не бывает, что у нас заведомо все идеально, или наоборот, все плохо. Есть и то, и то. Нужно уметь видеть как темные, так и светлые стороны нашей науки и не впадать в апатию, — добавила исследовательница.

Недостаток практических навыков Мария Миронова наверстала во время учебы в магистратуре, когда по совету заведующего кафедрой физических методов исследования твердых тел ФФ НГУ Сергея Цыбули пришла в лабораторию ФДНС и стала учиться под научным руководством заведующего, молодого ученого Павла Гейдта. Тогда студентка освоила работу с атомно-силовым и растровым электронным микроскопами, которые установлены в АТИЦ. А сегодня Мария проводит исследования уже на просвечивающем электронном микроскопе в качестве младшего научного сотрудника. И не только для нужд своей лаборатории, но и для ученых из других регионов и даже стран.

АТИЦ – это центр коллективного пользования (ЦКП). То есть, помимо нашего конкретного госзадания, тематики лаборатории, есть заказы со стороны. К нам обращаются коллеги из научных институтов для проведения определенных измерений на определенных установках. Они присылают техзадание и образцы, с которыми я работаю, – провожу измерения и отправляю заказчику отчет. И такая система ЦКП применяется по всему миру, — прокомментировала Мария.

ММ.jpg

Учиться в НГУ ради научной карьеры?

Безусловно, учеба в классическом вузе открывает для студентов возможности в науке. Например, в НГУ молодые люди присоединяются к исследованиям, начиная с 5-6 семестра учебы. В магистратуре и аспирантуре научная компонента растет, и студенты все больше примеряют на себя роль молодых ученых. Однако карьерные возможности не исчерпываются исследованиями: Мария отметила, что полученные ею фундаментальные знания в области физики универсальны и применимы в различных сферах. И выбор той или иной работы, сферы – это осознанное решение выпускника, а не спонтанно возникшая возможность, в которой итог зависит только от работодателя.

Ты везде пригодишься. Тем более, если ты физик, химик, биолог. Можешь быть в науке, писать кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию, проводить исследования. Можешь переквалифицироваться или освоить дополнительные навыки и уйти в ту же косметологию или заняться программированием – все зависит от того, что ты хочешь, к чему душа лежит. Основы уже есть, а дальнейшее развитие, каким бы оно ни было, зависит от тебя. Самое главное – это забота о себе. А ее важная часть – это выбор той деятельности, которая приносит тебе не только деньги, но и удовольствие, — подытожила Мария Миронова.
IMG_9929 (1).jpg

Материал подготовил: Алина Ершова, пресс-служба НГУ