Будёновки, дочери Луиса Корвалана и композитор Владимир Комаров

Владимир Серафимович Диев, доктор философских наук, профессор, декан философского факультета НГУ, начал участвовать в Неделе интернациональной солидарности с 1975 года. Хотя всё-таки самое первое его знакомство с Интернеделей состоялось чуть раньше, весной 1971 года.

«В тот год я учился в физматшколе в девятом классе, и нам придумали и дали задание – расклеить листовки, приглашающие всех-всех-всех на Маёвку. Мы ходили по Академгородку и развешивали на столбах и деревьях листовки, а прохожие шарахались от нас. Почему? Мы были в красноармейской форме! Мы, школьники, были одеты в шинели времён гражданской войны, а на головах – будёновки», – вспоминает Владимир Серафимович.

Позже, во время учёбы на матфаке (в 70-е годы каждый третий студент Новосибирского госуниверситета был математиком!), Владимир Серафимович начал принимать активное участие в Интернеделе: «В 1976 году я стал комиссаром интеротряда СССР-ГДР, который, как и многие другие студенческие отряды, был задействован в подготовке Интернедели: например, мы занимались решением организационно-технических вопросов. Были задействованы сотни людей: нужно было встретить, поселить, развести, привезти, увезти, организовать участников. До определённого момента я был рядовым исполнителем, который вносил свой маленький вклад в большое дело». В 1977–1978 годы Владимир Серафимович работал секретарём комитета комсомола НГУ, и вопросы, связанные с проведением Интернедели, находились в центре внимания комсомольской организации университета: в её подготовке участвовали все факультеты, были задействованы и вышестоящие организации – райком, горком и обком комсомола. Интернеделя в те годы стала масштабным мероприятием!

Благодаря усилиям оргкомитета, прежде всего, его лидера – Алексея Георгиевича Борзенкова, Интернеделя всё время развивалась как в плане расширения мероприятий, так и по масштабу участников. Пик её, по мнению Владимира Серафимовича, пришёлся на 1977–1978 годы.

– В 1977 году приехали дочери Луиса Корвалана, который был для нас знаковой фигурой (Луис Корвалан был Генеральным секретарём ЦК Компартии Чили – прим.). Во время их визита я сопровождал девушек в гости (в Академгородке это было обычным явлением) к одному из наших преподавателей. Дочери Луиса Корвалана произвели на меня очень приятное впечатление, а сами, в свою очередь, были очень поражены и удивлены увиденным на Интернеделе.

В 1978 году «вырос» фестиваль политической песни по сравнению с предыдущими годами: впервые председателем жюри был профессиональный композитор – Владимир Константинович Комаров. Он работал на «Мосфильме», писал, в основном, музыку для кинофильмов. Это был очень интеллигентный человек – профессионал. У меня с ним сложились приятельские отношения, поскольку мы достаточно много общались.

По долгу службы я тоже заседал в жюри фестиваля и видел весь масштаб организационной работы. Люди, которые занимались фестивалем политической песни, делали колоссальную работу – надо было списаться, сорганизоваться, встретить гостей! Приезжали десятки коллективов со всей страны и из-за границы!

...После 1977 года Маёвка вышла не только за пределы Академгородка, но и за пределы всего Новосибирска. Интернеделя в это время приобрела статус всесоюзного мероприятия.

В мои годы Интернеделя расширяла свои границы: сначала была просто Маёвка, потом появились фестиваль политической песни, конкурс политплаката, конкурс политической миниатюры... Было живое творчество студентов университета. Люди, несмотря на то, что всё это требовало очень много энергии и времени, активно участвовали в Интернеделе.

Дело в том, что солидарность с Палестиной, с Чили была искренней: люди тратили своё время, силы на это... Ребята ходили на субботники, зарабатывали деньги, на которые потом покупали медицинские инструменты и передавали представителям Палестины! У людей была идея помогать слабому, обиженному.

Вручение медицинских инструментов представителю Палестины

Например, в 1973 году в результате военного переворота в Чили пришёл к власти Пиночет. Были убиты тысячи людей, в том числе Сальвадор Альенде, президент Чили, и певец и композитор Виктор Хара, которому сначала отрубили руки, чтобы он не мог держать гитару. Не только Советский Союз, но и весь мир осудил режим Пиночета. Это нашло самый искренний отклик у людей – хотелось помочь обиженным и обездоленным.

Поэтому не случайно на Интернеделю приходили десятки тысяч человек, люди приезжали со всего Советского Союза! Вот такой был феномен.

Анастасия Грасмик