Как привлечь абитуриента: погружение в математику, профориентация в мессенджерах, обучение в соцсетях, метавселенные вузов и атаки пришельцев

Эксперты нескольких российских вузов рассказали о своем опыте привлечения абитуриентов с помощью цифровых технологий на XI Международном форуме технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2024», который проходил в Новосибирске 27—30 августа. Каждый из них презентовал собственные инструменты работы абитуриентами в контексте нарастающей конкуренции между университетами с учетом условий программы «Приоритет-2030», а также меняющегося медиа- и цифрового пространства. Особенностью этой встречи стала практическая применимость представленных практик устойчивого и успешного взаимодействия с абитуриентами. Спикеры из Сибири, Дальнего Востока и Москвы представили свои модели проведения приемной кампании, наглядно продемонстрировали примеры эффективных инструментов современных цифровых коммуникаций.

Математическая мастерская

Заместитель декана по развитию Механико-математического факультета Новосибирского государственного университета Анастасия Карпенко рассказала о специфике приемной кампании данного направления.

Мы ставим себе амбициозную цель — готовить кадры для технологического прорыва. Это очень сложный род деятельности. А, значит, нужно не просто проинформировать или заинтересовать абитуриента. Необходимо сделать так, чтобы он понял, на какую деятельность соглашается, ведь работать придется с большой фундаментальной базой знаний. На базе университета существует много исследовательских центров – Передовая инженерная школа, Математический центр в Академгородке, Центр новых функциональных материалов и другие. Всем им нужны студенты, которые будут решать нерешаемые задачи, — задачи, которые ждут нас в будущем. А значит, требования к нашим абитуриентам растут, это должны быть люди, которые не боятся менять этот мир и которых не страшат трудности. Для привлечения абитуриентов мы используем множество инструментов, среди которых классические приемы. Лучше всего, на мой взгляд, работают мероприятия, на которых мы вовлекаем ребят в исследовательскую деятельность. Решение сложных задач важно прочувствовать и получить удовольствие от результата, только тогда школьник поймет, сможет ли он посвятить данной деятельности свою жизнь. К таким мероприятиям относятся хакатоны, олимпиады и наша Большая математическая мастерская, — рассказала Анастасия Карпенко. 

Чтобы привлечь абитуриентов на ММФ НГУ, было решено дать понять абитуриентам, что без математических знаний невозможно развитие науки и технологий. Для этого были созданы отдельные пилотные программы, которые стали бы привлекательными для мотивированных выпускников школ. В числе этих программ бакалавриата Инженерная школа «Искусственный интеллект и прикладной инжиниринг», «Исследовательская группа прикладной математики», «Системное программирование» и «Математические методы и информационные технологии в механике». Для абитуриентов, которые предпочитают классическую модель математического образования, существуют программы бакалавриата «Математика и механика. Прикладная математика и информатика» и «Математика и компьютерные науки».

Тем самым мы даем абитуриентам понять, что математика очень многообразна и ММФ подходит для всех, кто увлечен математикой, в том числе фундаментальной, — пояснила Анастасия Карпенко.  

Эффективным способом привлечения абитуриентов является Большая математическая мастерская, которая проводится в НГУ на протяжении последних пяти лет. Работала она и на форуме «Технопром-2024».

Это полное погружение в математику. Именно на подобных площадках ребята могут посмотреть на реальную исследовательскую деятельность. Важно, что они решают конкретные задачи и разрабатывают проекты при сопровождении кураторов, которыми являются студенты, аспиранты, магистранты, молодые исследователи нашего факультета. Работая с ними в одной команде, потенциальные абитуриенты видят, какими серьезными исследователями они могут стать через несколько лет, и понимают, что наш университет им действительно подходит, и они готовы браться за решение тех сложных задач, которые мы им предлагаем, — пояснила Анастасия Карпенко.

Данная тактика привлечения абитуриентов оказалась эффективной. Проходной балл значительно увеличился, а желающих связать свою жизнь с математикой стало гораздо больше.

Вузовский колл-центр

Директор департамента приема и продвижения образовательных программ, ответственный за набор в Тихоокеанском государственном университете (г. Хабаровск) Дмитрий Прокопчук рассказал, концепция приемной кампании в данном вузе заключается в двух словах: «Спасти все». Ее сложность состоит в малом количестве потенциальных абитуриентов. Причина — обширная территория региона и низкая численность его населения. Более половины выпускников школ уезжают с Дальнего Востока, предпочитая вузы Сибири и Москвы. Часть оставшихся направляются в вузы Сахалина и Приморского края. В Хабаровске остаются немногие, при этом значительная часть выпускников школ поступают в колледжи и техникумы.

Перед нами было два пути: либо мы работаем, как раньше, конкурируя с другими дальневосточными университетами за абитуриентов, которые остались в регионе, либо делаем так, чтобы выпускники школ приезжали поступать в наш университет из других федеральных округов. Мы выбрали второй вариант и в соответствии с ним занялись активной подготовкой приемной кампании. Создали образ: наш университет —это команда сильных. Поэтому мы ждем тех, кто решится переехать к нам с запада, не побоится принять дальневосточный вызов, не испугается суровых условий. Дали понять, что в нашем регионе перед ребятами открываются прекрасные перспективы. Множество предприятий готовы принять на работу молодых специалистов. Низкая конкуренция на рынке труда дает возможность быстрого карьерного роста. Еще одно преимущество нашего региона — его географическое положение. Это возможность сотрудничества с Китаем и странами Юго-Восточной Азии. Мы не конкурируем с западными вузами, а готовим высококвалифицированные кадры для азиатского рынка труда. Нам есть, что предложить абитуриентам, — у нас строится кампус мирового уровня, имеются прекрасные возможности для изучения иностранных языков, организации практик и стажировок, в том числе зарубежных. Важно было донести эту информацию до потенциальных абитуриентов, но мы осознавали, что традиционные способы для этого уже не подходили, — рассказал Дмитрий Прокопчук.

В короткие сроки был сформирован колл-центр и создан чат для абитуриентов. В коммуникацию вовлекались выпускники школ, хотя бы единожды попавшиеся в информационные воронки вуза, а также участники олимпиад, проводимых университетом. Информационную базу данных абитуриентов собирали вручную. Сотрудники колл-центра звонили каждому из них, интересовались их образовательными предпочтениями и потребностями, собирали информацию, выслушивали пожелания относительно учебы, рассказывали об университете. Старшие преподаватели были отстранены от этой работы. Ею занимались молодые сотрудники и студенты, имеющие достижения в спорте, внеучебной деятельности, талантливые и любящие свой университет. Они же начали активную переписку с потенциальными абитуриентами в университетском чате, который стал площадкой для общения. На определенном этапе к ним присоединился ректор. В результате количество желающих поступить в данный вуз увеличилось, удалось привлечь абитуриентов из западных регионов.

Цифровой медкласс

Сибирскому государственному медицинскому университету приходится конкурировать с другими вузами за абитуриентов в кардинально иных условиях. Если из Хабаровска молодежь уезжала, то в Томске наблюдается обратный процесс. Здесь находятся 6 федеральных университетов. Каждый десятый житель города — студент, причем только четверть составляют молодые жители Томска и Томской области. Конкуренция за абитуриентов между вузами серьезная. О своей уникальной практике привлечения будущих студентов рассказала начальник управления нового набора студентов вуза Екатерина Санникова.

Ставка была сделана на раннюю работу с абитуриентами. Два года назад для школьников 8-11 классов в онлайн-формате был запущен первый цифровой бесплатный предуниверсарий «Медкласс». В настоящее время он насчитывает более 6 тысяч школьников. У каждого – свой личный кабинет. Ребята могут выбрать один из пяти треков: «Врач», «Лекарство», «Лаборатория», «Лидерство» и «ИТ-технологии». Также могут подключиться и школы. Ребята, которые обучаются в цифровом предуниверсарии, зарабатывают баллы, и раз в год в марте их приглашают в СГМУ для погружения в студенческую среду. Школьники ходят в вуз на пары и посещают мастер-классы, по итогам которых участвуют в конкурсах. Победители и призеры получают 10 дополнительных баллов при поступлении.

В последнее время вуз взял курс раннюю профориентацию школьников, поскольку интерес к обучению в предуниверсарии стали проявлять ученики 6-7 классов.

Мы предлагаем школьникам пройти уникальные курсы, которые разрабатываем сами. В их проведении задействованы наши преподаватели, ассистенты и студенты. Каждый курс также включает в себя тестирование, благодаря которому школьники могут проверить, насколько хорошо они усвоили полученные знания. Курсы построены в игровом формате, но в них содержится информация, которая поможет ребятам определиться с будущей профессией, — пояснила Екатерина Санникова.

В рамках «Медкласса» проводятся и очные мероприятия. Молодые преподаватели и успешные студенты вуза выезжают в города и рассказывают школьникам о преимуществах обучения в своем вузе. Эти мероприятия собирают в среднем 300 человек, рекордная посещаемость была отмечена в Красноярске — на встречу с представителями СГМУ пришли 550 человек.

38 процентов зачисленных абитуриентов принимали участие хотя бы в одном из наших мероприятий. В итоге у нас повысился проходной балл и было привлечено на 750 абитуриентов больше, чем в прошлом году. Мы приступили к разработке цифрового профиля нашего абитуриента. Это позволит на раннем этапе понять, по какому направлению будет обучаться каждый конкретный девятиклассник, если поступит в наш вуз, — рассказала Екатерина Санникова.

Игровая вселенная

Смелый эксперимент по привлечению абитуриентов был проведен в Томске. Компания «Паравеб» создала игровую метавселенную четырех вузов — Томского государственного университета, Сибирского государственного медицинского университета, Томского политехнического университета и Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). В ней были реалистично отрисованы главные корпуса университетов и достопримечательности города. Среди игровых персонажей были ректоры всех четырех вузов, игроки могли пообщаться с ними и получить ответы на свои вопросы. Сюжет игры прост, но увлекателен — злобные пришельцы из дальнего космоса захватывают знания, используя в подавлении сопротивления землян роботов. Этих роботов и предстоит победить. Главное оружие в этой борьбе за сохранение знаний — книга. В прохождении игры ребята знакомятся с вузами, вступают в диалоги с ректорами, получают новые знания и зарабатывают баллы.

Геймификация это уже несколько лет, как тренд, потому что позволяет транслировать серьезную информацию через игровую форму. И мы решили отойти от стандартных методов продвижения приемной кампании и провести данный эксперимент, цель которого — при ограниченном рекламном бюджете в 500 тысяч рублей привлечь 100 тысяч контактных школьников, заинтересованных в поступлении в эти вузы. Университеты нашу идею поддержали и выделили призы для участников игры. Университетскую метавселенную мы создавали на платформе Roblox, потому что ежедневно ею пользуются 2 миллиона человек, среди них большинство —  школьники. Данная платформа используется на игровых консолях, смартфонах, планшетах, персональных компьютерах, — рассказал директор компании «Паравеб» Эмиль Ахтямов.

В продвижении игры были задействованы блогеры, использовались соцсети, баннерная реклама, телеграм-канал. Еженедельно десятка самых успешных игроков получала призы от университетов, каждый месяц тройку лучших отмечала подарками компания «Паравеб». Тем временем через телеграм-бот проводился сбор информации об игроках — их контактные данные, возраст, место жительства и учебы, данные родителей. Эксперимент был признан удачным, несмотря на превышение бюджета, — компании пришлось вложить в него дополнительно 100 тысяч рублей, зато в борьбу со злобными пришельцами в локациях университетских корпусов было привлечено активных 303 участников, среди которых были не только абитуриенты текущего года, но и школьники, которым только предстоит выбор будущей специальности. 



Материал подготовил: Елена Панфило, пресс-служба НГУ