Четверокурсники Гуманитарного института направления «Журналистика» подготовили творческие мультимедийные проекты, созданные в сотрудничестве с новосибирскими организациями, такими как научно-исследовательские институты Академгородка, театры, архивы и библиотеки. Сотрудничество стало возможно благодаря программе «Пространство соучастия» Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ, партнером которой стал Новосибирский госуниверситет. Эта программа направлена на трансмедийное расширение различных социальных институций.
— Пару лет назад мы почувствовали, что к четвертому курсу студентам было бы полезно выполнять учебные задания. Не те, которые редакции СМИ дают им, когда они приходят на практику, а те, которые они выполняют в рамках учебного процесса в самом НГУ. И делать их не просто как задания по предмету, которые видят потом только преподаватель и люди, пришедшие на защиту творческих проектов, а находить способы быть полезными местному сообществу, — объяснила завкафедрой массовых коммуникаций ГИ НГУ Виктория Беленко. По словам преподавателя, следующий этап развития журналистского образования — это поиск организаций, которые сочли бы полезными проекты студентов.
Одним из удачно завершенных и востребованных проектов стал проект «Закулисье сказки», который создали три четверокурсницы: Анастасия Федотова, Анастасия Фадеева и Ксения Кулагина. Основная идея такого проекта — рассказать, как и кем делается спектакль, расставив при этом акценты не на актерах, а на «невидимых» работниках цехов театра.
— В проекте, который приурочен к выходу детской новогодней сказки «Морозко», мы показываем процесс создания спектакля в театре «Глобус»: работу режиссера, цехов по производству декораций, реквизита, костюмов. Читатель путешествует по цехам театра. В каждом из них он встречает героя, который рассказывает ему про свою работу. В основу ложатся интервью с работниками театра. Они представлены в виде их монологической речи. Мы используем 360-панорамы для усиления эффекта погружения в пространство за кулисами. Используя сказочный материал спектакля (макет сцены, рисунки художника) и собственные иллюстрации, мы совмещаем две реальности: бытовую и сказочную, — рассказала одна из создателей проекта Анастасия Федотова.
Кроме данного проекта, еще три идеи были реализованы окончательно: лонгрид о промышленных ускорителях при сотрудничестве с Институтом ядерной физики СО РАН, Instagram-страница личного дневника девочки, жившей в 1920 году, при поддержке Новосибирского областного архива и проект, посвященный обновлению библиотек в маленьких городах, созданный при поддержке Областной библиотеки.
— Ценность идеи программы в том, что мы учим студентов не просто выполнять задания, а заниматься переговорами с реальными заказчиками. Появляется процесс договоренности и нахождения взаимопонимания, формулируется техзадание, возникает юридическая составляющая: например, как быть с авторскими правами на видео, фото, программные коды и так далее. К учебным материалам добавляются абсолютно взрослые и реальные ситуации. У нас есть документальное сопровождение: юристы НГУ составляли бумаги соглашений и передачи авторских прав путем дарения, и права на проект после его выполнения оказываются у заказчиков, — добавила Виктория Беленко.