С 20 по 28 февраля в Академгородке проходил семинар по наскальному и пещерному искусству Франции. В работе семинара приняли участие студенты и молодые ученые из Кемерова, Красноярска, Казани, Томска, Минусинска, Москвы. Участникам были предложены лекции о классических образцах наскального и пещерного искусства Франции, а также практические занятия, которые позволят применять полученные навыки в исследовании самых разных объектов наскального искусства как в России, так и за рубежом. В качестве ведущих семинара выступили исследователи из Кемерова, Санкт-Петербурга и Новосибирска, которые имеют опыт работы с французскими памятниками пещерного искусства. В роли организаторов выступили НОЦ «Новая археология» Гуманитарного института НГУ и Институт археологии и этнографии СО РАН.
— На семинаре не было информации, которую участники сами могли бы найти в специальной литературе или в интернете. Мы решили сосредоточиться на том, чтобы поделиться своими впечатлениями и своим опытом посещения и исследования памятников Франции. У нас получилось что-то вроде экскурсий в пещеры Франции — это та область, которую мы сами хорошо изучили, где мы работали и работаем непосредственно, — объяснила руководитель научно-образовательной площадки «Палеотехнология» НОЦ «Новая археология» ГИ НГУ, старший преподаватель кафедры археологии и этнографии Гуманитарного института Лидия Зоткина.
Участники семинара смогли не только познакомиться с признанными памятниками наскального и пещерного искусства, но и обрести практические навыки, которые пригодятся начинающим и опытным исследователям для изучения объектов наскального искусства на любой территории. В рамках программы семинара слушатели поучаствовали в практикумах по фотофиксации, обработке полученных материалов, трасологии, фотомонтажу, а также попробовали выполнить прорисовку петроглифов (технического рисунка), выполненных в различных техниках. Кроме того, участники попробовали сами сделать 3D-изображение плит с петроглифами и получить различную информацию о профиле, глубине рельефа и других особенностях.
— Больше всего меня впечатлила и вдохновила работа преподавателей и та атмосфера, в которой проходила учеба. Это были не классические лекции, где один говорит, а остальные пишут — это был обмен опытом, личными примерами и историями. Нечасто встретишь специалистов, которые умеют работать сообща, умеют слушать друг друга, дополнять; их истории создают одно целое. Сразу чувствуется, когда человек рассказывает о действительно любимом деле, которым он горит. Постепенно ты проникаешься сам — и вот к концу семинара тебе уже хочется бросить все и ехать в поле, искать петроглифы, фотографировать, делать зарисовки и 3D-модели. Это были восемь дней полной перезагрузки всего моего раннего представления о наскальном искусстве, — поделилась участница семинара Наталья Семакова.