Студенты магистратуры КРИ НГУ/ ХУ учатся по программе 1+ 2, что означает, 1 год они учатся в Китае, в родном Хэйлунцзянском университете, а 2 и 3 годы обучаются в России, в уже не менее родном НГУ. В течение этих двух лет в России, китайские магистранты, так же как и российские проводят своё собственное научное исследование под началом российских научных руководителей.
В июне этого года многие магистранты, и даже целые группы магистрантов КРИ, защитили свои дипломные работы на «отлично». Так 4 магистранта ФФ – Син Минмин (Коля), Фан Гуйлинь (Ира), Сан Лихуа (Даша), Жань Жуй (Саша) - получили не просто «пятёрки» на защите, но и рекомендацию в аспирантуру, что по словам декана ФФ Бондаря А.Е., является высшей оценкой магистрской дипломной работы студентов. Ещё более впечатляющей была защита дипломных работ группы магистрантов-химиков, можно сказать «звёздной группы», так как в этой группе все 13 студентов получили за свою работу оценку «отлично»..
Научруки китайских магистрантов – в большинстве случаев, профессиональные учёные, работающие в научно-исследовательских институтах Академгородка. .
И сегодня научные руководители нескольких магистрантов из «звёздной группы» химиков поделятся впечатлениями об опыте научного руководства дипломными работами китайских магистрантов.
Институт катализа.
к.х.н. Пархомчук Екатерина Васильевна о магистрантке Гун Юйан
Юйан (по-русски, Света) пришла к нам в лабораторию весьма подготовленной студенткой, у нее было хорошее химическое образование, неплохие навыки ведения химических экспериментов и прекрасное знание русского языка. Поэтому прогресс она сделала быстро - за первые полгода освоилась с методиками синтеза цеолитов, процедурами их обработки и дальнейшего анализа в других лабораториях. А на втором году работы ей удалось синтезировать новый цеолитный катализатор, что было основной целью дипломной работы, и Юйан успешно её достигла..
Особых трудностей у Юйан я не заметила, все задачи для нее были ясны и понятны. Для меня работа с Юйан оказалась простой и приятной, к выполнению задач она относилась очень ответственно и вдумчиво, самостоятельно и аккуратно проводила все требуемые синтезы, а если было необходимо, то работала и по выходным. Небольшой трудностью для нас было то, что Юйан была малоразговорчива, обращалась к нам только в исключительных случаях. Это было непривычно, но в целом она быстро «вписалась в коллектив», была со всеми очень доброжелательна и проста в общении..
Результатом работы Юйан стали несколько серий наработанных катализаторов, которые мы отправили на испытания в Санкт-Петербургский государственный технологический институт, и к защите диплома получили часть интересных результатов. Работа выполнена большая и, вероятно, ее результаты можно будет опубликовать в неплохом журнале. Можно сказать, что Юйан вполне конкурентоспособна в сравнении с российскими студентами..
К сожалению, китайские студенты, за редким исключением, не планируют продолжать научную деятельность после защиты диплома и поступать в аспирантуру.
Институт катализа.
д.х.н. Ечевский Геннадий Викторович о магистрантке Ду Чуньмэй
Работать с Ду Чуньмэй (Зиной) было просто приятно. Она обладает удивительной работоспособностью и умелыми руками экспериментатора. Все её эксперименты были абсолютно воспроизводимы, более того у нее за два года ни разу не получилось эксперимента "на выброс". Абсолютно все использовано или будет использовано в публикациях. Основная ее трудность была в осмыслении и обработке полученных результатов, но для этого есть научный руководитель. .
За время магистратуры Зина наработала материал на кандидатскую диссертацию, причем некоторые результаты её работы, в частности, новые знания в области синтеза кристаллических силико-алюмофосфатов со структурой SAPO-11, получены впервые в мире, как говорят в научном мире "получен результат выше мирового уровня".
Институт неорганической химии.
к.х.н. Стабников Павел Александрович о магистрантке Хуан Шэнь
Магистрантка Хуан Шэнь (Лилия) показала себя трудолюбивой, исполнительной и грамотной студенткой, прекрасно знающей основы химии. Со всеми задачами Лилия успешно справлялась. Моя же задача состояла в обучении её практическим работам под тягой на имеющемся в лаборатории оборудовании. Также мне надо было помогать обрабатывать и систематизировать полученные данные, помогать писать на русском языке статьи и дипломную работу. .
Языковый барьер, конечно, был, но взаимопонимание при выполнении работы и обсуждении полученных результатов было полным. В начале у Хуан Шэнь были некоторые проблемы общения с сотрудниками института, и приходилось помогать Лилии общаться с коллегами при выполнении совместной работы. Но в конце магистратуры у нее появилась уверенность, и она могла сама объяснять, какое исследование нужно провести с веществами, которые она синтезировала. .
Для обучения Хуан Шэнь навыкам написания статей и переписки с редакцией, одна статья была переведена переводчиком на английский язык, и Хуан Шэнь отправила ее в китайский журнал CJSC. Ответы на замечания рецензентов она давала самостоятельно на китайском языке. По результатам работы было написано и опубликовано три статьи. .
Перед написанием дипломной работы я обсудил с Хуан Шэнь общую структуру, основные главы и предполагаемый объем диплома. Диплом она писала самостоятельно, а я только корректировал стиль некоторых предложений. .
В целом, я считаю, что Лилия заслуженно получила отличную оценку за дипломную работу.
Институт органической химии.
к.х.н. Пантелеева Елена Валерьевна о магистрантке Ван Чуньянь
Хочу рассказать о своей китайской студенке-магистрантке Ван Чуньянь, о замечательной Ане. Впервые мы встретились зимой 2013 года. Я преподавала органическую химию группе «тринадцати смелых химиков», как я назвала для себя ребят, впервые приехавших из Харбина в Новосибирск учиться в НГУ целый год. Аня всегда была среди первых, не только по списку, но и по учебным результатам. Такой характер, иначе «потеряешь лицо», как она позже сказала. .
Мне повезло, что именно Аню послали в Институт органической химии на практику под моим руководством. До практики все студенты познакомились с основными приемами проведения органического синтеза и выделения продуктов. Но Ане на практике досталась совсем не учебная химия - запланированные для неё эксперименты были необходимы для развития нового синтетического направления, использующего анионные формы цианаренов, превращение которых можно проводить только в жидком аммиаке при низкой температуре, обычные растворители не подходят. .
Первые два эксперимента мы сделали в четыре руки, третий – Аня выполнила сама, и дальше в достоверности получаемых Аней результатов не было сомнений. По окончании месяца, отведенного на институтскую практику, Аня попросилась поработать в лаборатории до отъезда в Китай. В итоге за 2 месяца она получила результаты, которые мы с ней оформили как настоящую выпускную работу, с учетом требований НГУ. А еще за время практики в НИОХ у Ани появились друзья, она стала равноправным членом нашей лаборатории. .
Получилось так, что Аня заканчивала учебу в Хэйлунцзянском университете уже с готовым дипломом на русском языке, который и защитила по окончании бакалавриата. За первый год магистратуры мы опубликовали 2 статьи в соавторстве. Может быть это обстоятельство, но и, наверное, вовлечение в настоящее научное исследование и тёплая, дружеская, творческая обстановка в нашей лаборатории позвали Аню вернуться в Новосибирск, в НГУ, делать магистерскую диссертацию в НИОХ..
Мы с радостью продолжили изучать синтетический потенциал наших анионных форм. На втором году магистратуры Аня, случайно, как зачастую и происходит с открытиями, открыла новую реакцию анион-радикалов цианаренов и синтезировала двадцать новых фторированных циандифенилов. Она научилась устанавливать строение соединений с использованием данных современных физических методов (ЯМР, ИК, МС). Полученные результаты прошли апробацию на научных конференциях, сейчас оформляются две статьи. В результате магистерскую диссертацию Аня защитила на оценку «отлично». .
Сейчас Аня обладает всеми компетенциями, необходимыми для успешного продолжения научной работы в аспирантуре любого университета. .
Верю - что бы Аня не выбрала, как дело жизни, она будет всегда среди первых.