В конце октября 2014 года по приглашению Центра языка и культуры Китая и отделения востоковедения НГУ в Новосибирск приезжал известный российский востоковед, один из ведущих специалистов страны по истории, культуре, этнографии Китая, д-р филол. наук, профессор А.Г.Сторожук. Сферы интересов гостя довольно обширны – это и классическая китайская литература, и положение женщины в китайском социуме, и психология древних китайцев. Наиболее известны такие его работы как: «Введение в китайскую иероглифику», «Три учения и культура Китая: конфуцианство, буддизм и даосизм в художественном творчестве эпохи Тан» и «Духи и божества китайской преисподней». Наш гость также является заведующим кафедрой китайской филологии Восточного факультета СПбГУ. В НГУ А.Г. Сторожук прочел курс лекций «Китайский пантеон важнейших обрядов жизненного цикла».
Первое занятие было отведено вводному курсу, целью которого было ознакомление аудитории с тремя основными «верованиями» в Китае: с буддизмом, даосизмом и конфуцианством, а также их ролью в трех наиболее значимых, по мнению китайского древнего и современного социума, событиях в жизни каждого китайца, а именно – рождение, свадьба и смерть. На каждой лекции профессор отмечал роль того или иного божества именно в этих трех процессах, хотя, третьему событию – смерти – была посвящена отдельная лекция, поскольку в китайском пантеоне, как выяснили слушатели, львиная доля богов вступает в свои права именно после смерти человека. На каждом занятии можно было выяснить роль того или иного бога, а также чисто практическое понимание божества в жизни китайца: как создавались алтари, как к ним относились, как реагировали на различные события, которые происходили после вознесения молений и возложения жертв для божества.
Не раз наш гость отмечал важность понимания факта, что в китайском пантеоне не следует строго разграничивать богов даосского и буддистского происхождения, так как в большинстве случаев они либо дублируют обязанности друг друга, либо уживаются на основе компромисса. Процесс складывания пантеона идет из древности и боги постоянно обновляются, причем стоит отметить, что наибольшее количество новых богов появилось именно в загробной жизни. Необходимо для дальнейшего понимания подчеркнуть, что у китайцев понятие божества не является чем-либо сакральным, в большинстве случаев божество – это должность, на которую духи могут быть назначены.
Отдельный лекционный блок был посвящен загробной жизни, ее богам, вариантам смерти и казни. По китайским представлениям, вход в загробный мир находится во вполне конкретном месте – в Фэнду, в Городе мертвых. Умершим необходимо иметь с собой пакет документов: подорожную, документ о возмещении загробному банку ссуды, личное дело и т.д. В китайском аду, по заверениям А.Г.Сторожука существует 10 судилищ и 18 уровней. Очень строгая бюрократическая система четко следует за всеми действиями человека при жизни и обязательно находит причины для отправки умершей души в какой-либо ад, или же, цитируя самого профессора: «Даже если вы пили кофе с чайной ложечкой в стакане – для вас уже приготовлено место в одном из китайских адов!». Душам следовало отбывать в аду определенное количество калп, чтобы получить шанс вновь переродиться.
Итоговой работой для слушателей лекционного курса А.Г.Сторожук решил сделать каллиграфические занятия, где наш гость обучал слушателей искусству движения кистью. В процессе он побеседовал со студентами о пантеоне богов и ответил на наиболее животрепещущие вопросы, которые сформировались к концу курса лекций.
Аудитория курса составила около 80 человек, в числе которых кроме студентов и аспирантов отделения востоковедения были преподаватели и сотрудники НГУ, а также гости из других вузов города.
Дмитрий Борисов,
администратор Класса Конфуция