Особенностью реализации по направлению подготовки 03.03.02 Физика профиль Физическая информатика, характерной для Новосибирского государственного университета, является наличие тесной связи с академическими институтами Сибирского Отделения РАН. Выпускающими кафедрами и базовыми институтами, определяющими специализацию подготовки в рамках образовательной программы, являются:
Выпускники, освоившие программу бакалавриата по направлению подготовки 03.03.02 Физика профиль Физическая информатика, могут осуществлять профессиональную деятельность в области:
01 Образование и наука (в сферах: научных исследований и научно-конструкторских разработок).
Образовательная программа по направлению подготовки 03.03.02 Физика профиль Физическая информатика в полном объеме реализует требования ФГОС ВО направления 03.03.02 Физика по объему, качеству образования и формируемым компетенциям обучающихся. При этом образовательная программа за счет вариативной части устанавливает ряд дополнительных компетенций и обеспечивает углубленное изучение материала в смежных областях физики и информатики, таких как автоматизация физических исследований и экспериментов и физические основы информационных систем. Современные исследования в области физики невозможны без широкого использования информационных технологий, и, одновременно, для развития информационных технологий в применении к сложным физическим экспериментам требуется подготовка квалифицированных кадров, имеющих базовые знания в области физики. Создание систем автоматизации и сбора данных экспериментов зачастую требует от исследователя не только умения пользоваться существующим компьютерным и коммуникационным оборудованием, но и способностей к разработке и созданию специализированных электронных и компьютерных устройств для сбора, обработки и передачи данных. Системы обработки современных физических экспериментов оперируют с объемами данных до десятка петабайт и одновременно используют тысячи процессоров, обеспечивая высокопроизводительную обработку в режиме поступления данных. Для обеспечения подобных экспериментов и исследований необходимо разработать специализированные вычислительные системы и программное обеспечение. В задачи образовательной программы входит подготовка исследователей-физиков, которые способны самостоятельно ставить и решать перечисленные задачи. Разработка уникальной образовательной программы обусловлена, в первую очередь, запросом работодателей – академических институтов и инновационных компаний.
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с типами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
- освоение методов научных исследований;
- освоение теорий и моделей;
- участие в проведении физических исследований по заданной тематике;
- участие в обработке полученных результатов научных исследований на современном уровне;
- работа с научной литературой с использованием новых информационных технологий.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:
· физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования;
· физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии;
· физическая экспертиза и мониторинг.
Каждый обучающийся по образовательной программе бакалавриата на физическом факультете имеет возможность формирования индивидуальной образовательной траектории, которая позволяет расширить и сформировать компетенции в различных сферах профессиональной деятельности выпускника.
Индивидуальная образовательная траектория может быть сформирована обучающимся на основе:
- возможности выбора из набора элективных дисциплин (модулей) обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
- факультативных дисциплин (модулей), в том числе;
- дисциплин реализуемых в массовых открытых онлайн-курсах (MOOCs), размещенных на «Лекториум» (https://www.lektorium.tv/), Coursera (www.coursera.org) и др.;
- дисциплин, изученных в ведущих российских и (или) зарубежных университетах в рамках образовательных программ, реализуемых в сетевой форме и (или) академической мобильности, входящих в ТОП – 500 QS World University Rankings;
- курсов, модулей и программ дополнительного образования.
Выпускники, прошедшие обучение по профилю Физическая информатика имеют углубленные знания в следующих областях:
- физические основы микроэлектроники;
- физические принципы построения информационных систем, каналов связи и сетей;
- физические основы вычислительных систем, комплексов и компьютерных архитектур;
- цифровая и аналоговая схемотехника;
- цифровая обработка сигналов и изображений;
- моделирование физических процессов и анализ данных;
- автоматизация физических установок и экспериментов;
- проектирование и разработка программных систем.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде НГУ. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда обеспечивают возможность доступа, обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), и отвечают техническим требованиям университета как на его территории, так и вне ее.
Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечены электронными и печатными образовательными ресурсами с учетом их индивидуальных возможностей.
В НГУ обеспечен доступ обучающихся к справочной, научной литературе, в том числе монографической, периодическим научным изданиям по профилю образовательной программы.
Кроме того, научная библиотека НГУ имеет доступ к полнотекстовым электронным ресурсам других Российских библиотек, а также архивам российских и зарубежных научных журналов.
Реализация образовательной программы полностью обеспечена комплектами лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимом для выполнения всех видов деятельности магистров.
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих, и соответствует законодательству Российской Федерации.
Профессорско-преподавательский состав ОПОП включает как штатных сотрудников НГУ, так и сотрудников институтов СО РАН, и профильных инновационных компаний, работающих в НГУ.Кафедра | Организация (место размещения кафедры) |
---|